Луцкевич Варвара Юрьевна
Конспект занятия «Как птицы и звери готовятся к зиме» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: обогащать знания о подготовке животных и птиц к зиме.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о диких животных, особенностях их приспособления к окружающей среде (звери : мышь полевка, медведь, ежик, заяц, лиса, волк, белка; птицы : ласточка, стриж, журавль, грач, утки, гуси, снегирь, сороки и синицы).
Публикация «Конспект занятия „Как птицы и звери готовятся к зиме“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Закрепить знания о том, как готовятся дикие животные и птицы к зиме (создание запасов, создание берлог, спячка, линька, перелет, подготовка гнезд).
3. Систематизировать знания о перелетных и зимующих птицах ( перелетные: ласточка, стриж, журавль, грач, утки, гуси; неперелетные: снегирь, сороки и синицы).
4. Закрепить знания о том, чем питаются звери и птицы зимой (желуди, семена, орехи, шишки, сало, кора, сушеные ягоды, насекомые).
4. Расширять и активизировать словарь по теме: «Дикие звери и птицы» (перелетные и зимующие птицы, спячка, линька).
Развивающие:
1. Развивать мышление (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию и делать выводы).
2. Формировать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
3. Развивать интерес к жизни животным.
4. Развивать слуховую память.
5. Развивать зрительную память.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание оказывать помощь природе.
2. Воспитывать любовь к животным.
3. Воспитывать в детях умение внимательно слушать друг друга и воспитателя.
4. Воспитывать умение отвечать на вопросы, не перебивая товарищей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, просмотр мультфильма «Синичкин календарь. Зима», беседы с детьми о пользе и значе-нии помощи людей зимующим животным.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Активизация словаря/ словарная работа: Перелетные птицы, зимующие птицы, спячка, линька.
Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.
Зимующие птицы — это птицы, которым не нужно улетать на время зимы.
Спячка — это важное защитный процесс организма животных для того, чтобы пережить зиму.
Линька — процесс смены и восстановления шерстяных покровов.
Материалы и оборудование: картинки (мышки полевки, медведи, еж, заяц, белка, ласточка, стриж, журавль, грач, утки, гуси, снегирь, сороки и синицы, желуди, семена, орехи, шишки, сало, кора, сушеные ягоды, насекомые).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Давайте вспомним времена года. Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие вы знаете осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Правильно, а какое время года идет после осени?
Дети: Зима
Воспитатель: А зимние месяцы вы какие знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Молодцы. А как природа преображается, когда приходит зима?
Дети: Выпадает снег, замерзают реки и озера, становится холодно, улетают птицы.
Воспитатель: Вы правы, после осени наступит холодая, морозная, снежная зима (показ картинки зимнего леса). А кто живет в лесу?
Дети: Животные и птицы.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами вспомним, как звери и птицы готовятся к зиме. Что же будет происходить в лесу? Почему зимой животным сложнее, чем в другие времена года?
Дети: Потому что зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод.
Воспитатель: Да, это так. Зима является сложным периодом в жизни всего животного мира. Готовятся к зиме все по-разному. Заботятся о еде и жилье животные заранее, еще осенью.
Мышки полевки особенно усердно готовятся к зиме – делают запасы (показ картинки мышки полевки). Многие из них вырывают себе зимние норы прямо в стогах, под хлебными кладовыми и каждую ночь воруют зерно. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
Но, многие звери никаких кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы. Жир ведь тоже запас пищи. Да еще и греет: он холода не пропускает. Чтобы узнать, кто это, вам нужно отгадать загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой
Любит шишки, любит мед
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Да, это косолапый мишка (показ картинки медведя). Медведи запасают к зиме побольше жира. Он начинает жиреть, когда поспевает ягода. У него есть еще время, чтобы набрать вес перед зимней спячкой. Медведи готовят к зиме берлогу. Они находят рвы, пещеры и утепляют их. Чтобы сделать «постель» мягкой, они собирают листья, мох, еловые ветви. При появлении снега, животное маскирует свое жилье и сберегает в нем тепло.
В лесу живут не только большие животные. Следующий зверек маленький, зато очень колючий. Как вы думаете, кто же это?
Дети: Ежик!
Воспитатель: Правильно, это еж (показ картинки ежа). Как ёжик готовится к зиме? Обычно ежи подыскивают глубокие норы. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться. Худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью. А что же он ест? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет.
Ребята, пора нам размяться. Вставайте рядом со своими местами, смотрите на меня и слушайте внимательно.
Подожди, колючий еж (Прямые руки в стороны, затем перед грудью)
Ты скажи: куда идешь? (Наклоны в стороны, руки на пояс)
-К рыжим белкам я иду, (Подъем ног, согнутых в колене, руки на пояс)
Им иголки я несу (Ходьба на месте, руки перед собой – несем иголки).
Пять портних за пять минут (Поочередно загибают пальцы на правой руки в кулак)
Рукавицы мне сошьют (Поочередно загибают пальцы на левой руке в кулак. В конце стряхивают кистями).
Воспитатель: Садимся на свои места.
Осенью многие звери свои летние шубки меняют на другие. Это очень важно для них, ведь так зимой они будут незаметны на снегу. Один из таких зверей имеет длинные уши, сильные и быстрые лапы, чтобы ловко прыгать. Кто это?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Конечно, это заяц (показ картинки зайца). Зайцы, которые не делают запасов, просто меняют шубку на белую, чтобы не попасться из-за своего серого одеяния на глаза волку и лисе. Это про него говорят: «Летом серый, а зимой белый». Зимой заяц обгрызает молодую кору деревьев, поедает их веточки.
Не только заяц меняет шубку зимой. Лисы и волки, которые тоже в спячку зимой не впадают и активно ищут еду, у них тоже происходит линька – полностью или частично сменяется волосяной покров, но цвет шубки не меняют (показ картинок волка и лисы).
В лесу также живет зверек, который ловко скачет по деревьям, очень любит орешки и ходит в рыжей шубке. Кто это?
Дети: Белка.
Воспитатель: Молодцы, ребята (показ картинки белки). Белка тоже в спячку не впадает, но всю осень собирает грибы и орехи, чтобы зимой не быть голодной и обустраивает свое дупло, чтобы было тепло. У в кладовой сложены лесные орешки и шишки. Кроме того белка собрала грибы. Их она насаживает на обломанные сучки сосен и сушит впрок. Зимой зверёк будет бродить по ветвям деревьев, и подкрепляться сушеными грибами. Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую.
В лесу живут не только животные, а также и птицы. Почему же их зимой не слышно и не видно?
Дети: Они улетают в теплые края.
Воспитатель: Да, это так. Таких птиц называют перелетными. Почему птицы улетают в места, где тепло? Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно.
Сначала улетели те, кто питался насекомыми, ласточки и стрижи (показ картинок ласточки и стрижа). Эти птички ничего кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низко над землей летают, потому что крылья у мошек от влаги становятся тяжелые и они летают низко. Тут - то около земли и ловят их эти маленькие черные птички с раздвоенными хвостиками. Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостиком воды -искупалась. Стрижи - тоже интересные птички. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно и мошки исчезают. А вместе с ними улетают в теплые края стрижи. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле журавли и грачи (показ картинок журавля и грача). И последними улетают на юг утки и гуси (показ картинок уток и гусей).
Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадку:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой….
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Да, это снегирь. Ребята, а вы знаете, что не у всех снегирей грудка ярко-красная? Красное оперение у самцов (показ снегиря с красной грудкой, а у самок грудка темно-серая (показ картинки снегиря с серой грудкой). Это делает самок более незаметными для остальных обитателей леса.
Также зимой остаются сороки и синицы (показ картинок сороки и синицы). Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Как называются птицы, которые не улетают на юг, а остаются зимой в лесу?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Правильно, это зимующие птицы. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами. Ребята, а что мы можем сделать, чтобы помочь животным зимой?
Дети: Подкармливать их.
Воспитатель: Умницы. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Зимой люди развешивают кормушки для белок и птиц. Как вы думаете, что можно положить в кормушку для птиц и белок?
Дети: Семена, орехи, шишки.
Воспитатель: Вы правы. Можно класть различные злаки – просо, овес, пшеницу. Сушеные ягоды рябины тоже очень понравятся лесным обитателям. Также белкам и птицам понравятся шишки, желуди, орешки. Птичкам также можно повесить кусочек сала, синицам это очень поможет.
А теперь, чтобы вспомнить, кто чем питается, мы с вами сыграем в игру «Кто что ест?» На столе лежат карточки с разными запасами еды для животных и картинки с животными и птицами, живущими в лесу. Нужно соединить картинку с пищей и картинку с животного.
Дети: Подходят по очереди и соединяют картинки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорили о том, как животные и птицы готовятся к зиме. Каких животных вы запомнили.
Дети. Медведя, ежа, зайца, белку, мышку полевку.
Воспитатель: Как же каждый из них готовится к зиме?
Дети: Мышки полевки делают запасы, вырывают себе зимние норы.
Медведи запасают к зиме побольше жира и тщательно выбирают место берлоги.
Ежи подыскивают глубокие норы. Они, как и медведи, всю зиму спят. Также они наедаются перед спячкой.
Зайцы, которые не делают запасов, просто меняют шубку на белую, чтобы не попасться из-за своего серого одеяния на глаза волку и лисе.
Белка тоже в спячку не впадает, но всю осень собирает грибы и орехи, обустраивает свое дупло, чтобы было тепло. Меняет шубку на серую.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательно меня слушали. А каких перелетных птиц вы запомнили?
Дети: Ласточка, стриж, журавль, грач, утки, гуси.
Воспитатель: Кто самый первый улетает на Юг?
Дети: Ласточки и стрижи.
Воспитатель: А кто запомнил, почему они улетают?
Дети: Потому что они, кроме насекомых, ничего не едят. А насекомые зимой прячутся.
Воспитатель: Правильно. Каких птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые не улетают на зиму, а остаются в своих домах.
Воспитатель: Да, это так. Кого мы сегодня называли?
Дети: снегирь, сороки и синицы.
Воспитатель: Молодцы. Помните ли вы, что мы модем делать для птиц и зверей зимой?
Дети: Подкармливать их, делать кормушки.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы. Вы внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы и все отлично запомнили.