Ольга Георгиева
Конспект занятия «Мы — туристы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Мы — туристы».
Цель. Познакомить детей с понятиями «туризм», «туристы», «поход», «походное снаряжение». Систематизировать знания о разных видах туризма.
Публикация «Конспект занятия „Мы — туристы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Оборудование. Костюм туриста, 2 рюкзака, д/и «Виды туризма», «Собери туриста в поход», «Угадай дерево по листу», «Угадай шишку», фонограмма «Весёлые путешественники», магнитофон, кроссворд «Туризм», 6 искусственных ёлочек, 10 гимнастических палок, 2 обруча.
Ход занятия:
В зал, напевая, входит Турист с рюкзаком за плечами. Марширует по залу.
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут.
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята,
Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Мы голодные как звери!
Открывайте шире двери!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай.
Кто идти захочет с нами —
Нашу песню запевай!
Турист.
Привет, друзья!
А вот и я!
Я пришёл вас навестить
И хочу вас пригласить
В таинственное царство –
В лесное государство!
Педагог. Здравствуйте, добро пожаловать в наш детский сад! Но кто вы? Представьтесь, пожалуйста!
Турист. Я – турист.
Педагог. Ребята, а вы знаете, кто такие туристы? Что означают слова «туризм» и «поход»? (ответы детей).
Турист. Да, совершенно верно, туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы. Мы туристы - сильные, выносливые, неунывающие, не боимся трудностей. Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.
Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.
Педагог. А для чего туристы путешествуют и ходят в походы?
Турист. Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.
Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный); на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный); на лыжах (лыжный); на конях (конный); автомобилях, автобусах (автотуризм); мотоциклах (мототуризм); поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.
Игра «Виды туризма»
Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У педагога – иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, лодка с веслом – водный туризм, каска – горный, велосипед – велосипедный и т. п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Отгадай»
На туристический слет съехались разные туристы : пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т. д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и имитируют действия своих героев согласно принятой роли. Судья (водящий) должен узнать, какие туристы приехали на слет. Игрок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.
Турист. У туристов есть свои праздники, они называются туристическими слётами. Участники слёта соревнуются друг с другом, организуют разные игры, поют песни у костра.
Добрый лес, старый лес!
Полон сказок и чудес!
В лес поеду я сейчас
И зову с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!
Предлагаю вам сейчас отправиться на лесную поляну и организовать небольшой туристический слёт. Согласны?
Педагог. Конечно, нам очень хочется попробовать свои силы на настоящем туристическом слёте…
Турист. Тогда вперёд!
Дети делятся на две команды, придумывают название своим командам, выбирают капитанов.
Команда «Компас»
В кармане моем
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.
Команда «Рюкзачок»
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками.
Музыкально-ритмическая композиция «Весёлые путешественники».
Муз. М. Старокадомского
Исходное положение. Дети стоят друг за другом.
1-й куплет.
Запев. Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев. Поворот лицом в круг.
На слова «Тра-та-та» — три хлопка справа.
Повторение — три хлопка слева.
Затем на четырех прыжках руки опускаются вниз. На слове «чижика» — слегка наклониться, руки отвести назад, имитируя «хвостик».
На слово «собаку» — слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опущены. «Петьку-забияку» — шаг на месте, одновременно исполняются маховые движения руками, согнутыми в локтях.
«Обезьяну» — руки согнуты в локтях, ладошки развернуты, наклон вправо.
«Попугая» — в том же положении наклон влево.
«Вот» — руки вперед.
«Компания какая» — руки опустить.
На повторение движения те же, только руки опускаются и одновременно шаг на месте.
2-й куплет.
Запев. Ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками, имитация «паровозика». Припев. Движения те же.
3-й куплет.
Запев. Поскоки по кругу друг за другом, со слов «Нам солнышко светило»,продолжая двигаться поскоком, выполнять скрещивающиеся движения руками над головой.
С этого момента можно предложить двигаться врассыпную, в этом случае движения на припев выполняются в свободном расположении лицом к педагогу.
Припев. Движения те же.
На последний аккорд — прыжок с поднятыми вверх, в стороны руками.
Задания:
1. Загадки о туризме
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?
(Палатка)
На ладонь он ляжет весь
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь.
(Костёр)
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет.
(Дорога)
2. Эстафета «Собери туриста в поход»
Детям предлагаются иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (туристское снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий походный и не походный инвентарь). Из этого многообразия предметов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает та команда, которая безошибочно и быстрее справится с задачей.
3. Кроссворд на тему «Туризм»
4. Эстафета «Ловкий турист»
Надеть рюкзак, пробежать между ёлочек змейкой, передать рюкзак следующему участнику.
5. Игра «Угадай дерево по листу»
Каждая команда получает засушенные листья различных деревьев. Назвать, какому дереву принадлежит лист. В помощь детям даются загадки:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(дуб)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина)
Что же за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
В самый разгар весенней поры
Капает сок с белоснежной коры.
(берёза)
У дерева этого литья немножко
Похожи на пальцы раскрытой ладошки.
Какое же дерево шлёт нам поклон?
Не дуб, не берёза, а дерево…
(клён)
Когда будет лето
В самом разгаре,
Нам дерево это
«Снежинки» подарит.
(тополь)
6. Конкурс капитанов «Угадай шишку»
Для игры в коробку складывают сосновые, еловые, лиственничные, кедровые шишки различной формы и размера. Капитанам предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем все шишки складываются снова в коробку, перемешиваются, и теперь каждому нужно отыскать с закрытыми глазами «свою» шишку и назвать, какому дереву принадлежит шишка.
7. Эстафета «Построй муравейник»
Игроки команд поочерёдно каждый относят по одной палке в заранее условленное место – обруч, складывают их друг на друга, сооружая таким образом муравейник.
8. Интеллектуальная дуэль «Кто живёт в краю родном»
Команды по очереди называют животных местного края.
9. Игра «Что растёт в краю родном»
Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности:
Яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин,
А теперь быстро:
Липа, осина, каштан, черемуха, тополь, платан, дуб, кипарис, слива, багульник, ива, смородина.
Турист благодарит детей за проявленные ум и смекалку, силу и ловкость, прощается, уходит.