Антонина Говорова
Конспект занятия «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 32
Говорова Антонина Васильевна
2022 год
г. Новочеркасск
Конкурс педагогического мастерства
«Методические разработки на тему Широкая масленица»
«Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели….»
подготовительная группа
Публикация «Конспект занятия „Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Важная задача педагогов детского сада и родителей — с раннего возраста приобщать детей к русским национальным традициям, неотъемлемой частью которых являются народные праздники. Ведь это время отдыха, ощущения радости и полноты жизни, веками отработанный способ единения людей.
Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русского народного праздника «Масленица».
Задачи:
Образовательные:
конкретизировать представления детей об истории возникновения и традициях празднования Масленицы; о том, что такое Масленичная неделя. Словарная работа: обогащение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгуляй», активизация в речи слов: Масленица, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к культуре русского народа, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, память и творческие способности в исполнительской деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям, умение и желание применять их в жизни. Предполагаемый результат: дети используют полученные знания в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в семье, проявляют интерес к народным праздникам, почитаемым на Дону.
Использование здоровье сберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, физминутка, подвижные и малоподвижные игры, игровая.
Методы и приёмы
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция) :
Использование музыки в сочетании с художественным словом, предложение игры.
Наглядные: демонстрация презентации.
Словесные: Беседа, вопросы, требующие размышления, пояснения.
Игровые: создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, загадки.
Практические: имитационные упражнения, пальчиковая гимнастика,
Материал к занятию : презентации по объявленной теме, изготовление чучела Масленицы, подборка музыкального сопровождения, шапочка солнца, обруч с лентами
ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер.
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание песни «Ой блины, блины мои», «закличек» на тему Масленица, пословиц и поговорок о Маслинице, стихотворения «Это масленица идёт…», знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Карусели», беседы воспитателя о традициях обрядовых праздников. Просмотр презентаций: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы», «Как казаки Масленицу на Дону отмечали».
Ход занятия:
Звучит фонограмма весенней капели
Воспитатель читает стихотворение:
Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (ответы).
Воспитатель: Правильно, про конец зимы, о приходе весны. Почему вы так решили? ( ответы: снег тает, на улице лужи, капает с крыши, на улице стало теплее)
Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы. Как они назывались, вам подскажет моя загадка:
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.
(Масленица)
Масленица - это время, когда зима встречается с весной. Это веселые проводы зимы.
На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.
Давайте и мы будем весело играть, весну в гости зазывать,
чтобы она поскорее пришла к нам в наш Донской край
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем!
Руки развести в стороны
Приди, Весна - красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх
Игра с Солнцем
В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Слава Солнцу
Слава на небе солнцу высокому,
Слава! Слава!
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - солнце" догоняет детей.
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, почему Масленица получила такое имя? (ответы детей)
Воспитатель: Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. Любимой на Масленице едой были блины. Круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие своей формой и цветом на лик солнца, которое в конце зимы грело всё сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой.
Ребёнок
Это Масленица идёт,
Блин да мёд несёт!
Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
Воспитатель: Про Масленицу говорили «широкая масленица», как вы думаете почему? (Этот праздник праздновали целую неделю)
«Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему?
(ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название.
Воспитатель.
Первый день (понедельник) называется встреча Масленицы.
Приезжай к нам в гости Масленица,
На широкий двор - на горах покататься
В блинах поваляться, сердцам потешаться!
Ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!» Кто может нам кричалку рассказать?
Дети:
Тин тинка, подай блинка,
Оладышка – прибавышка,
Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай,
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Ой, Масленица, блинная красавица,
Давай веселиться
Блинами кормиться
На солнце глядеть
Да заманивать и петь!
Воспитатель.
Молодцы! С этого дня начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала :
Первый блин комом,
А второй знакомым,
Третий блин дальней родне,
А четвертый мне.
Воспитатель: а мы нажарим блинов?
Пальчиковая гимнастика «Нажарим блинов»
В миску яйца разбиваем
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
Засыпаем всё мукой, ( движение руками: жмём- жмём)
Сыпем сахар, (имитируем движение щепоткой правой руки)
Сыпем соль, (имитируем движение щепоткой левой руки)
В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
И блинчики печём! (хлопаем в ладоши)
Блинчик – папе!
Блинчик – маме!
Блинчик – бабушке Наталье!
Блинчик – дедушке Кузьме!
А последний блинчик – мне!
(загибаем пальчики на одной руке на каждую
строчку) :
Игра - шутка «Ням-ням»
А к блинам игра «Ням-ням».
«Ням-ням» говорите коль нравится, «фу-фу» - если вам не нравиться.
Булочки хрустящие (ням-ням).
Тапки завалящие (фу-фу).
Пирожки слоёные.
Валенки варёные.
Шарики сырные.
Салфетки жирные.
Пряники вкуснящие.
Яблочки печёные.
Селёдочка пряная.
Грибочки поганые.
Шишки еловые.
Воз три сметаны.
Воспитатель.
А ещё в это день из тряпок и соломы делали фигуру - чучело с длинной косой, одетую в женский наряд.
Второй день недели – вторник «Заигрыш». В этот день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях.
Слайд 1-3.
Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.
Слайд 4-6.
Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.
Игра "Золотые ворота".
Среда третий день недели - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.
Четверг - четвертый день Масленицы – «широкая Масленица» или «разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А ещё возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.
Игра «Карусели».
Взрослый держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.
«Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!»
Пятый и шестой день недели назывался - «Тещины вечеринки». Масленица – это еще и семейный праздник, эти дни были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.
Дети поют песню «Ой блины, блины мои»
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!» Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!»
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, вам было интересно?
Почему праздник назывался Масленицей?
Какая традиция этого праздника понравилась больше всего?
Что вы расскажете родителям, друзьям, когда встретитесь вечером?
Дети: (высказывают своё мнение)
Воспитатель: «Заварила крепко чаю, всех к столу вас приглашаю,
Эти вкусные блины для всех вас испечены.
К самовару подходите, ароматный чай берите!»
Занятие заканчивается чаепитием.