МААМ-картинки

Конспект занятия «Музей кукол»

Инна Крючкина
Конспект занятия «Музей кукол»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для детей 5,6 лет «Музей кукол»

Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол.

Приобщать к культуре русского народа.

Публикация «Конспект занятия „Музей кукол“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с понятием – музей, его экспонатами. Формировать представление о кукле, её функции и назначении, материалы из которых они изготовлены. Изготовить простейшую куклу – оберег Пеленашка.

Развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы, внимание, память,мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к рукотворному миру и бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека. Воспитывать уважение к истории народа.

Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,речевое развитие.

Словарная работа: экскурсовод,экспонат кукла –оберег кукла Пеленашка.

Предварительная работа: создание и оформление мини- музея кукол с привлечением родителей.

Материалы и оборудования: различные виды кукол, куклы- обереги Зерновушка, Травница, День и ночь, Пеленашка, мяч, ситцевые лоскутки тканей белая ткань -30*20 см, цветная ткань 18*18см, 13*13см, атласные ленточки.

Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с гостями (здороваются)

-А теперь поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня у меня для вас новость. У нас в детском саду открылся музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что собрано в музее? (ответы-предположения). Правильно, музей-это место, где хранятся ценные вещи. Музей – это учреждение, занимающее собиранием, изучением и хранением предметов.

А какие музеи есть в нашем городе и что можно там посмотреть?

(Военно-исторический музей Черноморского флота России, Морской аквариум, Художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого)

-Как называют профессию человека,который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах (экскурсовод)

-А как называют предметы, находящиеся в музее? (экспонаты)

- Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

- О ком говорится в загадке? (ответы детей). Какие слова в загадке вам подсказали правильный ответ? (ответы детей) .

- Наш музей называется «музей-кукол», в нём собраны разные куклы. Но перед тем как пойти в музей-кукол, я предлагаю вам вспомнить правила поведения, как надо вести себя в музее. ( называют правила: во время экскурсии не разговаривать,не смеяться, слушать экскурсовода,рассматривать экспонаты при осмотре произведений не следует становиться перед другими посетителями,загораживая ему доступ к куклам.

- Молодцы! Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Вокруг себя повернись и в музее очутись.

-Ребята, посмотрите, как много кукол какие они все разные. Что такое кукла? (ответы детей)

- Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.

-Самых первых кукол делали из отломленных толстых веток, заворачивали их в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. Прошло много времени, но дети продолжали играть деревянными куклами.

-Первая кукла на Руси была изготовлена из полена,то есть это был деревянный столбик, который символизировал образ человека. (показ детям)

- Позже появилась матрёшка (воспитатель подводит детей и показывает) Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?

Воспитатель: (читает стихотворение)

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

- Ребята, а что можно сказать о матрёшках? (ответы детей) Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки" под музыкальное сопровождение:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Вокруг себя повернись и в музее очутись.

- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? (ответы детей)

- Верно, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дне, как сувенирные. Что это за куклы? (дети называют - Дымковскую, Каргопольскую, Филлимоновскую)

-Потом придумали соломенную куклу. Сначала собирали солому, затем варили чтобы она была мягкой и блестящей,а уж потом скручивали,связывали и украшали. Вот такая получилась кукла. (показ)

-Прошло еще несколько лет,люди научились делать куклу из ниток. (показать куклу –мотанку)

-Сейчас я познакомлю вас с куклами – оберегами. Они не только украшали жильё, но и были помощниками. Люди верили,что они поддерживают в трудную минуту,защищают и оберегают детей,жильё от зла.

1. Эта кукла называется День и Ночь. (показ)Кто расскажет про куклу?

Куклу День и Ночь,как правило делали под Новый год. Она изготовлена из тканей темных и светлых тонов, светлая ткань символизировала день,а тёмная- ночь.

Рано утром ежедневно её поворачивали светлой стороной –на день, а вечером – на ночь! Говорили: «День прошёл и слава богу»

2. Кто может рассказать про эту куклу? (показ Зерновушки Зернушки, Крупенички)

Кукла,которая символизирует достаток и благополучие в доме,была своего рода -оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполняли крупой, рисом,гречкой, пшеном или зерном,этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Если в доме было голодно,то эта кукла выручала своих хозяев –из неё брали зерно и готовили еду.

3. Кукла – На счастье. Это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками вверх. Главное в кукле - коса,которая символизирует женскую силу. Коса так же служит опорой самой кукле. Кукла дарилась на счастье. В сказке: «Василиса Прекрасная упоминается эта куколка,как помощница.

4. Кукла Травница - наполнена душистой лекарственной травой,если её помять то запах разноситься по всей комнате. Кукла защищает до от болезней. Для хорошего сна куклу помещают в спальне возле кровати.

-Затем появились фарфоровые куклы (показ)

-Затем появились стеклянные куклы (показ) Как вы думаете удобно было играть с такой куклой и почему (ответы детей) Верно,они хрупкие и могли при падении разбиться.

- А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы кто знает? (ответы детей) Правильно. Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? (ответы детей) Правильно бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся.

- Потом человек изобрёл пластмасс, научился делать из неё кукол на кукольных фабриках. У таких кукол, какие особенности? (Дети дают развёрнутый ответ, что у таких кукол поворачивается голова, а стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть)

- Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета (показывает детям) Такими куклами удобно играть? Почему? (ответы детей)

- Человек научился делать и музыкальных кукол, и говорящих, и кукол которые умели ходить, когда их держали за руку. Я предлагаю вам представить себя такой куклой.

Дети исполняют танец-импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Мячики».

- Вот мы и познакомились с музеем -кукол, узнали много интересного о истории происхождения кукол. Ну, а теперь я предлагаю вам игру «Назови какая?».

Игра на словообразование.

Воспитатель: - (бросает мяч ребёнку и спрашивает)

Кукла, сделанная из глины – какая кукла? (ответ детей)

Глиняная кукла. (бросает мяч обратно воспитателю)

Из дерева – деревянная.

Из соломы – соломенная.

Из камня – каменная.

Из бумаги – бумажная.

Из фарфора – фарфоровая.

Из резины – резиновая.

Из тряпочек – тряпичная.

Из стекла – стеклянная.

Из пластмасса – пластмассовая.

Из металла – металлическая.

- А кукла, сделанная своими руками – самодельная, рукотворная.

-Ребята, давайте с вами доделаем нашу куклу. Какую куклу мы начинали делать (ответы детей) Кукла –Пеленашка -младенчик в платочке, запеленатый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей,клали в колыбельку,чтоб малыш крепко спал.

-Займите свои рабочие места. Сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу указательный и средний пальцы)

И играла и плясала (пальцы рук бегают по столу)

До чего ж она устала (положить руки на стол растопырив пальцы)

Забралась под одеяло (кладут одну руку на стол, а другой закрывают её)

1. Беру полоску белой ткани, скатываю пополам и туго сварачиваю в валик.

2. Валик крепко перетягиваю красной ниткой потому, что красный цвет защитный, оберегающий.

3. Затем на валик одеваю косыночку.

4. Заварачиваю в валик пеленку и обматываю ленточкой.

В Древней Руси такую куклу называли куколкой-оберегом, она оберегала от беды, от болезней. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Давайте повторим. (дети повторяют и проговаривают слова)

- Ребята, вот мы и узнали какими куклами раньше играли. Научились делать. Вы все такие молодцы! Я предлагаю вам взять свою куколку и пойти потанцевать с ней.

Свободные танцевальные движения под муз. сопровождение П. И Чайковского «Новая кукла».

- Ребята, вам было интересно в музее-кукол? (ответы детей)

- Спасибо, что посетили музей-кукол. А теперь пора прощаться. До свидания! (дети уходят в группу играть)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей куколМини-музей кукол Куклы – лучшие игрушки для девочки, а те, которые созданные вручную, выглядят совсем по-иному, нежели фабричные. Они хранят в своей памяти.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «История возникновения кукол — оберегов» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "История возникновения кукол - оберегов" Цель: научить детей делать.

Конспект открытого показа по лепке «Угощение для кукол» в младшей группе (дети от 1,5 до 3-х лет) Цель: 1. Закрепить умение раскатывать из теста колбаски. 2. Учить детей сгибать палочки и соединять их концы, образуя.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в музей кукол» Конспект занятия в средней группе по художественно – эстетическому развитию на тему: «Путешествие в музей кукол» Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в мини-музей кукол» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: - Познакомить детей с историей России на.

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по изготовлению кукол из ниток Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Познавательное", "Социально-коммуникативное.

Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка») Людмила Легошина Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка» Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных» Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах» Воспитатель.

Тема: «Мини-музей кукол, как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» Тема: «Мини-музей кукол, как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» Подготовила: Берчанская Наталья Викторовна, воспитатель.

Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра на Руси, с традициями и обычаями русского народа. Познакомить детей с Петрушкой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музей кукол»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 19:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Музей кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Крючкина (УИ 468829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД