Инна Крючкина
Конспект занятия «Музей кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей 5,6 лет «Музей кукол»
Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол.
Приобщать к культуре русского народа.
Публикация «Конспект занятия „Музей кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Продолжать знакомить детей с понятием – музей, его экспонатами. Формировать представление о кукле, её функции и назначении, материалы из которых они изготовлены. Изготовить простейшую куклу – оберег Пеленашка.
Развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы, внимание, память,мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к рукотворному миру и бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека. Воспитывать уважение к истории народа.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,речевое развитие.
Словарная работа: экскурсовод,экспонат кукла –оберег кукла Пеленашка.
Предварительная работа: создание и оформление мини- музея кукол с привлечением родителей.
Материалы и оборудования: различные виды кукол, куклы- обереги Зерновушка, Травница, День и ночь, Пеленашка, мяч, ситцевые лоскутки тканей белая ткань -30*20 см, цветная ткань 18*18см, 13*13см, атласные ленточки.
Ход занятия.
-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с гостями (здороваются)
-А теперь поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня у меня для вас новость. У нас в детском саду открылся музей. Расскажите, пожалуйста, что такое музей и что собрано в музее? (ответы-предположения). Правильно, музей-это место, где хранятся ценные вещи. Музей – это учреждение, занимающее собиранием, изучением и хранением предметов.
А какие музеи есть в нашем городе и что можно там посмотреть?
(Военно-исторический музей Черноморского флота России, Морской аквариум, Художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого)
-Как называют профессию человека,который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах (экскурсовод)
-А как называют предметы, находящиеся в музее? (экспонаты)
- Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
- О ком говорится в загадке? (ответы детей). Какие слова в загадке вам подсказали правильный ответ? (ответы детей) .
- Наш музей называется «музей-кукол», в нём собраны разные куклы. Но перед тем как пойти в музей-кукол, я предлагаю вам вспомнить правила поведения, как надо вести себя в музее. ( называют правила: во время экскурсии не разговаривать,не смеяться, слушать экскурсовода,рассматривать экспонаты при осмотре произведений не следует становиться перед другими посетителями,загораживая ему доступ к куклам.
- Молодцы! Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Вокруг себя повернись и в музее очутись.
-Ребята, посмотрите, как много кукол какие они все разные. Что такое кукла? (ответы детей)
- Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.
-Самых первых кукол делали из отломленных толстых веток, заворачивали их в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. Прошло много времени, но дети продолжали играть деревянными куклами.
-Первая кукла на Руси была изготовлена из полена,то есть это был деревянный столбик, который символизировал образ человека. (показ детям)
- Позже появилась матрёшка (воспитатель подводит детей и показывает) Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?
Воспитатель: (читает стихотворение)
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка
Улыбается, смеётся.
Хоть и жаль её ломать
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
- Ребята, а что можно сказать о матрёшках? (ответы детей) Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки" под музыкальное сопровождение:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Вокруг себя повернись и в музее очутись.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? (ответы детей)
- Верно, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дне, как сувенирные. Что это за куклы? (дети называют - Дымковскую, Каргопольскую, Филлимоновскую)
-Потом придумали соломенную куклу. Сначала собирали солому, затем варили чтобы она была мягкой и блестящей,а уж потом скручивали,связывали и украшали. Вот такая получилась кукла. (показ)
-Прошло еще несколько лет,люди научились делать куклу из ниток. (показать куклу –мотанку)
-Сейчас я познакомлю вас с куклами – оберегами. Они не только украшали жильё, но и были помощниками. Люди верили,что они поддерживают в трудную минуту,защищают и оберегают детей,жильё от зла.
1. Эта кукла называется День и Ночь. (показ)Кто расскажет про куклу?
Куклу День и Ночь,как правило делали под Новый год. Она изготовлена из тканей темных и светлых тонов, светлая ткань символизировала день,а тёмная- ночь.
Рано утром ежедневно её поворачивали светлой стороной –на день, а вечером – на ночь! Говорили: «День прошёл и слава богу»
2. Кто может рассказать про эту куклу? (показ Зерновушки Зернушки, Крупенички)
Кукла,которая символизирует достаток и благополучие в доме,была своего рода -оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполняли крупой, рисом,гречкой, пшеном или зерном,этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Если в доме было голодно,то эта кукла выручала своих хозяев –из неё брали зерно и готовили еду.
3. Кукла – На счастье. Это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками вверх. Главное в кукле - коса,которая символизирует женскую силу. Коса так же служит опорой самой кукле. Кукла дарилась на счастье. В сказке: «Василиса Прекрасная упоминается эта куколка,как помощница.
4. Кукла Травница - наполнена душистой лекарственной травой,если её помять то запах разноситься по всей комнате. Кукла защищает до от болезней. Для хорошего сна куклу помещают в спальне возле кровати.
-Затем появились фарфоровые куклы (показ)
-Затем появились стеклянные куклы (показ) Как вы думаете удобно было играть с такой куклой и почему (ответы детей) Верно,они хрупкие и могли при падении разбиться.
- А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы кто знает? (ответы детей) Правильно. Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? (ответы детей) Правильно бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся.
- Потом человек изобрёл пластмасс, научился делать из неё кукол на кукольных фабриках. У таких кукол, какие особенности? (Дети дают развёрнутый ответ, что у таких кукол поворачивается голова, а стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть)
- Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета (показывает детям) Такими куклами удобно играть? Почему? (ответы детей)
- Человек научился делать и музыкальных кукол, и говорящих, и кукол которые умели ходить, когда их держали за руку. Я предлагаю вам представить себя такой куклой.
Дети исполняют танец-импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Мячики».
- Вот мы и познакомились с музеем -кукол, узнали много интересного о истории происхождения кукол. Ну, а теперь я предлагаю вам игру «Назови какая?».
Игра на словообразование.
Воспитатель: - (бросает мяч ребёнку и спрашивает)
Кукла, сделанная из глины – какая кукла? (ответ детей)
Глиняная кукла. (бросает мяч обратно воспитателю)
Из дерева – деревянная.
Из соломы – соломенная.
Из камня – каменная.
Из бумаги – бумажная.
Из фарфора – фарфоровая.
Из резины – резиновая.
Из тряпочек – тряпичная.
Из стекла – стеклянная.
Из пластмасса – пластмассовая.
Из металла – металлическая.
- А кукла, сделанная своими руками – самодельная, рукотворная.
-Ребята, давайте с вами доделаем нашу куклу. Какую куклу мы начинали делать (ответы детей) Кукла –Пеленашка -младенчик в платочке, запеленатый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей,клали в колыбельку,чтоб малыш крепко спал.
-Займите свои рабочие места. Сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу указательный и средний пальцы)
И играла и плясала (пальцы рук бегают по столу)
До чего ж она устала (положить руки на стол растопырив пальцы)
Забралась под одеяло (кладут одну руку на стол, а другой закрывают её)
1. Беру полоску белой ткани, скатываю пополам и туго сварачиваю в валик.
2. Валик крепко перетягиваю красной ниткой потому, что красный цвет защитный, оберегающий.
3. Затем на валик одеваю косыночку.
4. Заварачиваю в валик пеленку и обматываю ленточкой.
В Древней Руси такую куклу называли куколкой-оберегом, она оберегала от беды, от болезней. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Давайте повторим. (дети повторяют и проговаривают слова)
- Ребята, вот мы и узнали какими куклами раньше играли. Научились делать. Вы все такие молодцы! Я предлагаю вам взять свою куколку и пойти потанцевать с ней.
Свободные танцевальные движения под муз. сопровождение П. И Чайковского «Новая кукла».
- Ребята, вам было интересно в музее-кукол? (ответы детей)
- Спасибо, что посетили музей-кукол. А теперь пора прощаться. До свидания! (дети уходят в группу играть)