светлана мельникова
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по изготовлению кукол из ниток
▼ Скачать +Заказ
Образовательная область "Художественно- эстетическое"
Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Познавательное", "Социально-коммуникативное развитие"
Задачи:
Обучающие:
• Расширять знания детей о народной игрушке.
• Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
• Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
• Совершенствовать мелкую моторику рук.
Развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, воображение.
Воспитательные :
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по изготовлению кукол из ниток» размещена в разделах
• Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
• Предварительная работа:
• Образовательная Деятельность на тему : «История создания куклы».
• Создание в группе выставки на тему: «Такие разные куклы».
• Рассматривание иллюстраций на тему: Игрушки прошлых лет.
• Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».
• Заучивание пословиц о труде.
Оборудование: набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.
Ход занятия: Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре.
Воспитатель : Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки)
У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
Воспитатель : Кто это?
Дети: Кукла
Воспитатель : Молодцы, правильно. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела лица. В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегут.
По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Воспитатель : А как вы думаете из чего раньше изготавливали кукол?
Дети: Из дерева, кукурузы, теста.
Воспитатель : Правильно, но не только, также их делали из глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, Сегодня мы с вами будем изготавливать кукол. Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток, а называется она – Мартиничка.
Воспитатель : - Мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.
Воспитатель : Давайте, все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П. для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)
Воспитатель : Посмотрите, что лежит на ваших столах и назовите предметы необходимые для нашей поделки. (Картон, клубочки с нитками разных цветов, ножницы)
Мы с вами изготовим куклу- оберег из ниток. Для этого выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. (Показ воспитателя)
- Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Когда вы решите, что ниток намотано достаточно (их не должно быть очень мало иначе ваша будущая кукла будет очень худой, но и не нужно наматывать слишком много ниток т. к будет трудно удержать её в руке).Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.
Перед тем как приступить к выполнению работы, выполним правила т/б. Ножницами мы сегодня будем пользоваться крайне мало, но все же.
С ножницами не шути,
зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики, чтобы вам было легче работать.
Пальчиковая гимнастика : «Игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики
И веселый Чиполлино
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Воспитатель : Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.
Физминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямится).
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись (Руки поднять вверх).
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть)
Воспитатель : Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может.
Воспитатель : Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.
О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Куклы дарили близким людям, желали счастья и здоровья. И в завершении занятия, хочется сказать: «Кукла, сделанная своими руками, сохраняет тепло ваших рук, и вы с благодарностью её дарите, желая добра и света».А наши куколки «мартинички» ценны ещё тем, что ими закликали и встречали весну, желая друг другу здоровья, любви и удачи. А сейчас возьмите в руки свои куколки и пожелайте друг другу добра и здоровья.
Давайте скажем хором: «Будьте все здоровы!».