Улангерек Батыева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мой город»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно образовательной области по развитию связной речи для детей подготовительной к школе
группы на тему «Мой город»
(образовательная область «Речевое развитие»).
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Мой город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
· Расширять представлений о родном городе и его достопримечательностях.
· Совершенствовать навыки составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
· Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать.
· Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Мой город».
· Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; умение образовывать родственные слова; согласования числительных с существительными.
· Формировать умение выражать свой замысел средствами рисунка, закреплять приемы создания изображения карандашами.
· Закреплять навык четко следовать правилам игры; выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.
Развивающие :
· Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно.
· Развивать память, внимание, логическое мышление.
· Развивать инициативность, умение действовать в коллективе.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к родному городу.
· Воспитывать чувства взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, отзывчивости, ответственности.
Индивидуальная работа: автоматизация звука [ р ] гор Ш.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Предварительная работа: совместный проект воспитателей, детей и родителей «Моя малая Родина»
Планируемые результаты: дети имеют элементарные представления о своем городе; могут составить описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; используют в своей речи словообразования и словоизменения; могут образовывать родственные слова; согласовать числительные с существительными; классифицировать, сравнивать, анализировать; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
Материалы и оборудование: карточки с изображение домов разных размеров из различного материала и с различным количеством этажей; мнемотаблица, автобусные остановки, изображение автобуса; слайды к упражнениям «Наоборот», «Что из чего – какой?»; мяч, игрушка – машинка, цветные карандаши, листы белой бумаги с изображением домов, мультимедийное оборудование, карточки.
Содержание организованной деятельности:
1. Организационный момент:
- Сядет тот, кто правильно произнесет скороговорку:
«В цветнике цветут цветы», «Саша шапкой шишку сшиб»
- Давайте сейчас проедем по улицам нашего города. А поедем мы на автобусе.
На нашей карте помечены пять остановок города.
Водителем автобуса будет Илья. Пока мы едем на автобусе Илья «рычит», изображая звук мотора. Нужно тянуть звук [р] до тех пор, пока автобус не остановится. (Носиком берем побольше воздуха и заводим мотор)
2. Речевые игры:
Отправляемся к первой остановке — «Один — много».
- Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. Обратите внимание на окончание слов. (мяч)
В городе много :
Машина — машин, автобус —. , грузовик —. , велосипед —. , светофор —. , остановка —. , парк —. , дом —. , школа —. , улица —. , дорога —. , вокзал—, дерево -…
- Садимся в автобус. Прежде чем автобус поедет, предлагаю поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом, чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Водителем автобуса будет Сережа
Следующая остановка «Добавлялки».
- Вам необходимо добавить недостающее слово.
Не поедет без бензина, ни автобус, ни. (машина).
Попроси нас довезти в черных шашечках. (такси).
Целый день забота, веселая работа. Я без дела не привык, я обычный. (грузовик).
На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя. Можно ехать, знайте, дети, только на. (велосипеде).
Тротуарные дорожки, ходят люди, ходят кошки. Тот, кто знает этот ход, тот зовется —. (пешеход).
Всем знакомые полоски, знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведет пешеходный. (переход).
Стоп машина, стоп мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в
упор — это строгий. (светофор).
Красный свет — сигнал тревоги в светофоровых глазах. Не ходите по дороге, оставайтесь на. (местах).
Чтобы вдруг не оказаться у машины на пути, нам машину и автобус слева нужно. (обойти)
Физминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
- Садимся в автобус. Водителем автобуса будет Гриша
- Следующая остановка на карте в нашем путешествии «Улица родственных слов».
- Необходимо подобрать как можно больше слов-родственников к слову дом (игрушка гном).
Жил да был веселый гном,
Он в лесу построил. (дом).
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал. (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил. (домишко).
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой. (домище).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. (домовой).
- Теперь повторим все слова, которые мы образовали от слова «дом».
(Дети называют.)
Воспитатель: Садимся в автобус. Водителем автобуса будет Илья
Остановка «Стройка». (Показ слайда).
- В нашем городе строят много новых домов, и сделаны они из разных материалов:
— Если дом сделан из кирпича, то он. — кирпичный.
— Из дерева —. ;
— Из камня —. ;
— Из панелей —. ;
— Изо льда —. ;
— Из соломы —.
А еще дома бывают разные по величине.
- Этот дом большой, этот —. ;
— Этот дом высокий, а этот —. ;
— Этот дом широкий, а этот —. ;
— Этот дом длинный, а этот —.
- А также дома бывают с разным количеством этажей: (мяч)
- В доме пять этажей, значит, он. (пятиэтажный). Назовите дом, в котором один, два, три. много этажей.
(Многоэтажный.)
- Садимся в автобус. Водителем автобуса будет Егор
Последняя остановка — «Город»
Физминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу. Сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
3. Рассказы детей о своем городе
- Сейчас я предлагаю вам рассказать о нашем городе. А чтоб рассказ получился интересным, я вам дам подсказку, карточку (помощницу, по которой вы будете рассказывать:
- Первая картинка, будет обозначать – название города и какая речка протекает рядом.
- По второй картинке вам нужно будет описать, как прекрасен наш город в любое время года.
- Третья красивая картинка поможет рассказать вам о том, какие улицы и дома в нашем городе.
- С помощью четвертой картинки вы сможете вспомнить достопримечательности нашего города.
- Пятая картинка поможет вам рассказать о том, как жители города проводят свободное время.
По последней картинке вы сможете рассказать, за что вы любите наш город.
(Заслушивание 3 рассказов)
4. Рефлексия
- Чей рассказ вам больше понравился и почему?
- В чьем рассказе вы услышали больше красивых слов о нашем городе?
- Мне все рассказы ваши понравились. Они были интересные, подробные, увлекательные, в них вы использовали много красивых слов. И я горжусь, что живу именно в нашем городе. И закончить занятие я хочу небольшим стихотворением:
Не забыть мне родного посёлка,
Что стоит на крутом берегу.
Мой Берёзов – родное Берёзово,
О тебе свою память храню.
Детям предлагается пройти к столам, на которых лежат листы бумаги с нарисованными домами и разукрасить их.