Верич Наталья Петровна
Конспект занятия «Казачата-славные ребята!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Казачата – славные ребята!»
Цель: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков. Приобщение дошкольников к культуре донского края.
Задачи:
1. Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков. Знакомить с казачьими песнями, закреплять знания о казачьей кухне.
Публикация «Конспект занятия „Казачата-славные ребята!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Обогащать словарный запас, пополнять новыми словами и понятиями связанными с предметами быта: прялка, ухват, прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Методический материал: мужские казачьи костюмы, слайды с изображением казаков, их куреней, дидактические игры, полотенце, салфетки, украшенные кружевом, чугунок, деревянные ложки, изображение коня, заготовки для аппликации, макеты лошадей, удочки, изображения рыб, макет р. Дон, фонограммы казачьих песен.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа–диалог, показ слайд–шоу, физкультминутка «Катание на лошадках», продуктивная деятельность детей, дидактические игры.
Словарная работа: казак, курень, атаман.
Продолжительность: 30 минут.
Ход занятия
Вос: Приветствую вас люди добрые, ребята удалые! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить игры да обычаи казаков, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. Атаман казачьего донского округа Козицын Николай Иванович попросил посвятить вас в казаки. Вот поэтому мы сегодня с вами такие нарядные. Вы хотите стать настоящими казаками и казачками (Да). Тогда сейчас прозвучит гимн казачества. Только прежде давайте с вами вспомним как надо себя вести во время исполнения гимна (Ответы детей)
Звучит гимн.
Вос: А сейчас я буду произносить слова нашей казачьей клятвы, а вы повторяйте за мной:
«Слава Дону, героям слава!
Клянусь, что будем верны матушке – России!
Клянусь, что не подведём братьев – казаков!
Клянусь, что будем чтить заветы наших предков –
Донских казаков!»
Вос: Отныне вы казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом ваш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки.
Вос: А теперь я приглошаю вас в казачью горницу.
Дети проходят и садятся на лавочки.
Вос: Здорово дневали казачата!
Дети: Здорово дневали хозяюшка!
Вос: А знаете ли вы что означает слово «казак»?
Дети: Да, слово казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек.
Вос: Да, всё верно. Казаки были храбрые, смелые войны, преданные своему Отечеству, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Издавна были крепки казачьи семьи, сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А сейчас мы посмотрим, как вы знаете обязанности казаков.
Кто охраняет любимую Родину (казак)
Кто ведёт домашнее хозяйство (казачка)
Кто пашет и засевает широкие донские поля (казак)
Кто поёт своим детям колыбельные песни (казачка)
Кто готовит вкусный доской борщ (казачка)
Кто ухаживает за лошадьми (казак)
Кто печёт вкусный каравай (казачка)
Вос: Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женчин (Показ кукол)
Вос: Ребята, я пригласила к нам гостей и попросила чтобы они пришли в казачьих костюмах, для того, чтобы мы с вами ещё раз поговорили, как одевались раньшилюди на Дону.
-Дети, а кто это?
Вос: А кто сможет рассказывать об одежде казака?
Дети (Ответы детей)
Вос: А кто расскажет о костюме казачки?
Дети (Ответы детей)
Вос: Одежда казаков, дети, очень древняя, шилась вручную, её украшали вышивкой, хранили в сундуках. А ещё одежда была простая и удобная. А удобная для того, чтобы казаку было легче садиться на коня.
Вос: У казака есть пословица.
-Конь для казака – отец родной.
Как вы думаете. Почему?
Дети (Ответы детей)
Вос: Да, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака первый друг и товарищ. Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. А ещё есть также поговорки:
-Казак сам глодает, а коня накормит. (Почему конь на первом месте)
-Казак без коня, что солдат без ружья (Почему конь как часть вооружения)
Вос: А сейчас предлагаю поиграть.
Проводится физминутка.
Конь
Скачет конь наш цок, цок, цок
Слышен цокот быстрых ног
Кто того коня поймает
С нами вместе поиграет.
Игра – хоровод.
Вос: Ребята, а давайте посмотрим на нашу горницу издалека. Скажите мне, что стоит на самом видном месте.
Дети: Печь.
Вос: Да, это печь. Что же стоит на печи?
Дети стоят вокруг вос-ля и печи.
Рассказывают и показывают (чугунок, глэчик, макитра).
Вос: А ещё на печи стоит утюг, как вы думаете, почему?
Дети: Раньше не было электричества и утюг грели на печке.
Вос: Да, это верно. А что стоит возле печки?
Дети: Коромысло, ухват.
Вос: Правильно, а для чего они нужны (Ответы детей)
Вос: А ещё об одной казачьей традиции мы забыли поговорить.
(Беру рушник с угощением)
Донские казаки были очень гостепреимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. Напомните мне, каким узором украшали рушники?
Дети: Растительным и геометрическим.
Вос: А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике.
Дети: Белый, красный, чёрный.
Вос: Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.
Белый – зарождение жизни
Красный – цвет любви и жизни
Чёрный – цвет донского чернозёма
Вос: Ребята, а вы со мной вместе будете угощать гостей (Да)
-А у меня всего только один рушник. Что же делать (Предложения детей).
Вос: А я вам могу помочь. У меня есть заготовки для рушника, но они без узоров. Вы поможете мне их нарисовать (Да)
Вос: Тогда подходите к мольбертам и начинайте творить. (Рисуют маркерами на ткани).
Дети угощают гостей: у каждого своя тарелка и свой рушник.
А вос-ль угощает детей.
Автор: Верич Наталья Петровна, воспитатель 1 категории, МБДОУ №14 «Теремок»