Колобова Гельсина
Конспект занятия «Как перо помогает птице летать» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: (закреплять и расширять) формирование знаний и представлений детей о птицах, развитие интереса к исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Закрепить знания детей о внешнем виде птиц, их названиях (ворона, воробей, сорока, голубь, синица);
Познакомить с маховым пером и его строением;
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о значимости перьев в жизни птиц;
Развивать речь, мышление, память, логику, умение анализировать, сравнивать, выражать свои мысли в активной речи.
Публикация «Конспект занятия „Как перо помогает птице летать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать умение рассуждать, пояснять, приводить примеры используя личный опыт; развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания.
Развивать умение совместно решать поставленные задачи, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Развивать умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям, понимать и принимать учебную задачу
Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение высказать предположение и делать выводы.
Активизировать словарь словами: лаборатория, учёные, перо (перья, маховое, стержень, бородка, крючочки, опахало, лупа;
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование для педагога: стол (2 шт., стул (2 шт., два мольберта, магниты, указка (2 шт., ширма, картинка «Птичьи следы на снегу», картинки-схемы «Правила поведения в лаборатории», картинка-схема строения пера, картинка-схема «Перо под лупой», картинки-схемы результатов проделанных опытов, небольшой камень, маховые перья, альбом «Всё о птичьих перьях», белый лист бумаги формата А-4, белый лист бумаги скомканный в комок.
Оборудование для детей: по количеству детей- стулья, столы, белые халаты, корзинки, ножницы, лупы, перья, камни, проволока, белые листы бумаги формата А-4, белые листы бумаги, скомканные в комок,
Ход занятия.
Здравствуйте дети! Сегодня здесь много гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Скажем здравствуйте глазами!
-Скажем здравствуйте руками!
-Скажем здравствуйте мы ртом! (здравствуйте)
-Станет веселей кругом!
Мне сказали, что в вашем саду, именно в вашей группе «--- «живут самые умные, любознательные, внимательные, дружные дети. Как здорово!
Присаживайтесь на стулья.
-А пришла я к вам вот с чем. По дороге в детский сад, на снегу я увидела чьи то следы и решила зарисовать их, вот посмотрите. Как вы думаете, чьи это следы? (показываю картинку с изображением следов птицы) (индив. вопросы)
-А еще рядом со следами нашла вот это. что это? (показ перьев). Чьи эти перья? значит это действительно следы птиц. (Если дети не узнали следы, то …может это поможет вам догадаться, чьи следы (показываю перья).
- Как вы думаете, какие птицы могли оставить эти следы на снегу? (когда вы ходите гулять, каких птиц вы видите? ворона, воробей, голубь, синица, сорока)
-Как вы думаете для чего птицам нужны перья? (для красоты, чтоб летать, чтоб тепло было….)
- А хотите узнать, как перо помогает птицам летать? (Да)
Вы надели белые халаты и наверное догадались, кем сегодня станете. (ответы детей) А где работают ученые? (в лаборатории) Чем ученые занимаются в своих лабораториях? Расскажите.
- Да, вы правы, ученые в лабораториях узнают что-то новое и потом рассказывают нам об этом.
Можно в нашей лаборатории я буду главным ученым, а вы моими помощниками. Согласны?
-Но, перед тем как пройти в лабораторию, нам нужно вспомнить правила безопасного поведения: что можно и что нельзя делать в лаборатории. Вот первое правило (размещается на мольберте, как вы считаете что оно обозначает? Нужно его соблюдать в лаборатории? (так рассматриваются все правила + преднамеренная ошибка) Правильно, я подобрала картинку? Почему нет? Что нужно сделать? (перечеркнуть барабан)
Правила мы теперь знаем, можно смело проходить в лабораторию, занимайте свои рабочие места, а картинки я размещу в лаборатории, как напоминание о правилах поведения (за ширмой импровизирована лаборатория, дети проходят, рассаживаются).
У детей и у воспитателя на подносах маховое перо.
-Ребята, вы помните, что наша цель работы в лаборатории – узнать, как перо помогает птицам летать.
-Давайте возьмем в руки перо – это перо у птицы растет на крыльях и называется маховое, как вы думаете почему? Само слово может вам подсказать (оно находится на крыле, птица машет крыльями).
Оно необходимо птице для полета.
- А хотите узнать, как устроено маховое перо? Тогда слушайте внимательно!
Вывешивается схема строения пера.
1. Красным цветом у меня на схеме обозначен-стержень пера. (дети повторяют)
Найдите стержень, Рассмотрите, потрогайте.
-Какой он (Твердый, острый, гладкий).
Опыт №1. А как вы думаете, перо легкое или тяжелое? (легкое, мы предполагаем, что перо легкое, но мы ученые и мы должны свое предположение, доказать на опыте.
- Возьмите на подносе в одну руку маховое перо, а в другую камешек. Что легче, а что тяжелее? (Попробуйте одновременно уронить на стол и перо и камень. Что быстрее упало? Почему)
Камень тяжелее, а перо… легче, а если перо легкое, то камень …тяжелый.
Вывод:Значит мы, правы, перо легкое.
Опыт№2. Давайте проверим другим способом.
Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня пера, а теперь попробуйте вставить внутрь проволочку. Какое перо внутри? (пустое, полое) Из-за того, что перо пустое, полое там есть воздух, а воздух придает предметам легкость.
Вывод: перо легкое потому, что стержень внутри пустой.
Вывешиваем схему с изображением воздушного шара.
- Запомнили, что я выделила на схеме красным цветом
2. А вот эту часть пера я выделила черным, эта часть пера называется –опахало. (индив. и хоровые)
Найдите на своем перышке опахало, проведите пальчиком.
3. Зеленым цветом я выделила –бородки. Они отходят от стержня и тем самым образуют опахало. Потрогайте. Какие бородки? Плотные, а внизу какие? Мягкие, пушистые бородки.
Опыт №3.
-Когда птица машет крыльями, хотите узнать что происходит с бородками?
- Помашите пером над рукой, что вы ощущаете? (воздух)
- Перо эластично пружинит, отталкивается об воздух, не расцепляя бородки. Вывешивается схема (крылья отталкиваются об воздух)
-Давайте поближе рассмотрим бородки. С помощью какого прибора мы сможем рассмотреть бородки (лупы). Рассматривают (поднесите лупу ближе к перу).
- Вы видите крошечные крючочки на бородках, этими крючочками бородки друг за друга цепляются, застегивая поверхность крыла, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
У меня есть схема, которую сделали ученые, изучив строение пера под лупой. Посмотрите, вот на схеме показаны бородки и крючочки.
- Вот такое строение пера. Запомнили, что есть у пера. показывают и называют части: стержень, опахало, бородки). Молодцы! Всё запомнили!
Опыт№4. А кто запомнил, где растут маховые перья? (на крыльях). Правильно!
-Когда птица взлетает, что она делает с крыльями? ( Ответы детей: она их раскрывает). Вывешивается схема с изображением раскрытых крыльев.
Сейчас мы проведем еще один опыт, который докажет нам, почему птице для полета нужно раскрывать крылья.
Для этого нам понадобится лист бумаги - это будут раскрытые крылья, покрытые множеством перьев, плотно прикрепленных друг к другу; а другой смятый лист, - это у нас будут сложенные крылья птицы. Подойдите и выберите, кто с каким крылом хотите поработать. Приготовьтесь, на счет раз, два, три - нужно одновременно бросить сверху вниз смятый и не смятый лист бумаги и посмотреть, какой лист бумаги летит дольше? Опыт проводим 1 раз. (дети проделывают опыт). Какой вывод мы можем сделать, проделав этот опыт? ( Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, смятый сразу падает.) Почему? Не смятый лист опирался на воздух.
Делаем вывод: Если крылья раскрыты – птица летит, а если она их сложит, то она упадет вниз.
Ув. Ученые мы сегодня доказали, почему перья помогают птицам летать? Почему?
Мы сегодня рассмотрели маховое перо. А у птиц есть ещё другие перья. Хотите про них узнать? Про них вам расскажут ваши воспитатели, я оставлю вам альбом с картинками перьев. Вы их рассмотрите и прочитаете о них интересную информацию.
Рефлексия: Выберите птичку, если вам в лаборатории было интересно, вы узнали, что-то новое, возьмите красную, если не интересно, вам было скучно, то зеленую. Воспитатель тоже выбирает себе птичку.
Очень рада, что работа в нашей лаборатории всем понравилась.
Литература:
1. Хоершелмонд Г. Птицы /перевод с немецкого Е. Жириновой М. : Издательство «Мир книги», 2010г.