Оксана Назаренко
Конспект занятия «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия : «Я - Гражданин России»
Цель. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Задачи.
Образовательные. Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество;
Развивающие. Развивать интерес к истории и культуре родной страны; формировать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики; закреплять знания детей о природе России, о русских народных инструментах, о народных умельцах.
Воспитательные. Воспитывать у детей чувство любви к своей родной стране.
Публикация «Конспект занятия „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа. Разучивание стихов, рассматривание герба, флага России, беседы о государственных символах.
Оборудование и материалы. Иллюстрации с видами родной природы, материал для чтения – «Моя первая книга о России» Т. Коти, глобус и карта России, флаг и герб России; матрешки, гжель и т. д. ; изображения флагов разных стран; отрывок гимна, русские народные костюмы, каравай, музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Вводная часть.
Воспитатель.
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель. Ребята о чём этот стихотворение? (о Родине)
Правильно у каждого человека есть родная земля, то место, где он родился и живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна.
Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина».
2. Основная часть.
Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине? (Ответы детей)
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.
Воспитатель. Молодцы ребята. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша страна, Россия (выходит ребенок и показывает). Правильно наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.
Воспитатель. В России тысячи городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Как вы думаете, кто населяет нашу страну Россию? (люди разных национальностей). Слайды «Народы России» (изображение народных костюмов)
Воспитатель. Все эти народы объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю вам отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком.
Воспитатель. Первая остановка называется «Российская». Ребята, скажите, как называется страна, где мы с вами живём? (Россия) Кто является руководителем нашей страны? (президент)
— Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин.
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои названия, как и мы с вами имена и фамилии. Ребята, а давайте подумаем и вспомним, чем отличаются государства друг от друга? (Языком, на котором говорит народ, природой, обычаями, традициями). Как и мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы — гербы и флаги. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). Сегодня мы вспомним эти символы. Российский флаг – трехцветное полотнище, символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова "Флаг России"
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет!
Дидактическая игра «Найди флаг России»
Воспитатель. Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Воспитатель. Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображён орел с двумя головами. Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад
Ребенок читает стихотворение "Герб России"
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель. Ребята кто мне скажет, что же такое гимн? (Гимн – это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т. д.)
Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна).
Воспитатель. Вторая остановка называется «Историческая»
Посмотрите, ребята, что нас здесь встречает, это русские народные костюмы. Опишите их. (ответы детей).
Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки носили венки, ленточки и повязки. Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.
Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т. е. плохо»). Вниз костюма одевали брюки. А назывались они – порты. На ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкие).
Воспитатель. Подходят к караваю. Посмотрите какой красивый хлеб. Как он называется. (ответы детей). Издавна хлеб на Руси воспринимался как щедрый дар матушки-земли. Он являлся символом плодородия и богатства. Но особенную роль в жизни славян играл каравай, круглая форма которого напоминала о Солнце.
Дети читают стихотворение.
1 Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Воспитатель. Каравай пекли на праздники, а уж как отмечали праздники на Руси мы с вами знаем-весело, шумно с размахом. Я предлагаю поиграть в игру «Ручеек».
Воспитатель. Мы уже много узнали об одежде русских народов. Я предлагаю отправиться дальше.
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель. Вот мы и попали на станцию «Художественная». Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.
Отгадайте загадки.
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель. Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет трудиться.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Дорогие ребята! Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Запомните слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастите и станете достойными гражданами своей страны.
Итог занятия. Оценка качества.