Светлана Жаркова
Конспект занятия «Исполнение каноном народных потешек сибирского региона, используя прием «Body Percussion»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с народным фольклором (потешки сибирского региона)
Задачи:
Обучающие:
-создать условия для получения обучающимися удовольствия от процесса
музицирования с использованием звучащих жестов;
-применить звучащие жесты как условие тембрового ансамбля;
-научить узнавать особенности сибирского народного фольклора;
Публикация «Конспект занятия „Исполнение каноном народных потешек сибирского региона, используя прием „Body Percussion“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Темочки
-добиваться чистой интонации, ансамблевого звучания.
Развивающие:
-развить фонематический слух;
-развить фантазию как способ развития навыка озвучивания текстов;
-развить способность к музицированию экспромтом;
Воспитательные:
-привить интерес и эмоционально – положительное отношение к истории и
культуре Сибири (обычаям, традициям, фольклору.
Тип занятия : комбинированный.
Методы работы: наглядные, словесные, практические, активного и интерактивного обучения, репродуктивный, частично-поисковый, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.
Технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, имитационно - игрового моделирования, информационная;
исполнительские технологии : формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано.
Методический материал: аудио-, видео материалы, фотоматериал о Сибири, изображение музыкальных инструментов.
«Музыкально – эстетическое воспитание человека целесообразно начинать с изучения музыки своего народа, и только на этой основе приобщать его к инновационным музыкальным системам культуры». (Профессор Л. В. Шамина)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач занятия. Импровизации звучащих жестов в песенке-приветствии.
II. Основная часть.
1). Интонационно-фонопедические упражнения по В. В. Емельянову;
2). Ритмические разминки в вопросно-ответной форме.
3). Повторение речевых канонов «Скок-скок», «Божья коровка».
4). Исполнение считалки «Шла коза по мостику» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение;
5). Распевание на русских народных прибаутках «Чики-чики, чикалочки» и «Бай, качи, качи» (темп, динамика, логоритмия)
6). Знакомство с фольклором сибирского региона.
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные
словечки….)
-Потешка. А что такое потешка? (Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми. Потешками называются и песенки – приговоры, организующие эти забавы.)
- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
- Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит.
Коти, котики, коты,
У вас серые хвосты.
Вы по улице бежали,
Нашу Машеньку искали.
Коты Машу не нашли,
Заплакали и пошли.
А ты, бабушка Улита,
Запусти котов в калиту,
Там, в калите, есть кровать,
На ней можно ночевать.
Кроваточка нова, нова
И подушечка пухова.
Ветер листья шевелит,
На кроватке Маша спит.
Спи, Машенька, почивай,
Крепко глазки закрывай.
А вы, котики, не спите,
Нашу Машу стерегите.
Сядьте вы со всех сторон,
Охраняйте сладкий сон. (Записана от Бондаревой Ф. Ф., д. Климовичи Абанского района).
Послушайте следующую потешку, записанную в деревне Троицк Иланского района.
У кота-воркота
Была бабушка лиха.
Она била кота
Посерёдке живота.
Котик с горем да бедой
Ушёл к бабушке другой.
Бабка добрая была,
Молочка ему дала.
Молочка котик попил,
Носик лапками помыл.
Стал жить, поживать,
По сеням мышей гонять,
По амбарушкам,
По кладовушкам.
Бабка котика любила,
Молочком его поила,
Спать укладывала,
Убаюкивала:
— Котик, серенький коток,
Твой пушистенький хвосток
Буду котика качать,
Будет котик засыпать.
На кота — воркота,
На бабушку — дремота. (Записана от Акимкиной А. М. д. Троицк Иланского района).
-Какие музыкальные инструменты могут сопровождать исполнение «потешных» песен?
- Какие инструменты не могут быть использованы и почему?
Задание для потешки «А ду-ду» : украсить потешку звучащими жестами (притопы, щелчки. хлопки, шлепки). Показ учащимися найденных ими вариантов и выбор одного для общего движения. Разыграть потешку ритмическим каноном.
А ду-ду-ду-ду-ду-ду,
Потерял старик дугу.
Потерял старик дугу
За поленницей в углу.
Дугу точёную,
Позолоченную.
Шарил, шарил —не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
За дровами Андрей шёл,
Дугу дедову нашёл.
Привёл деда, показал,
Дед Андрюше пряник дал. (Записана от Акимкиной А. М., д. Малиновка Иланского района).
III. Заключительная часть.
Вспомнить песенку «Как у деда Ермолая». В процессе творческой работы в парах, совместно придумывая аккомпанемент песенки со звучащими жестами.
Закрепление пройденного материала:
-Что обозначают слова «потешка», «потешное»?
-Какие слова можно подобрать близкие по содержанию? (утеха, тешить, успокаивать)
-Кого нужно потешать и зачем? (младенца)
-Чем обычно потешают? (ласковыми словами, движениями)
-Какие инструменты можно использовать в исполнении «потешных» песен?
Домашнее задание. Найти и выучить любую потешку, используя звучащие жесты. Повторить потешки, выученные на занятии.
Литература.
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В. В Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб. : Лань, 2010 – 192с.