Елена Чернышова
Конспект занятия Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль
▼ Скачать + Заказать документы
«Характеристика зимних месяцев : декабрь, январь и февраль.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».
Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о зиме.
Публикация «Конспект занятия Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль» размещена в разделах
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
3. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
4. Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал:
Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, снегопада, тучи.
1. Вводная
Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).
2 Основная
Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?
Ответы детей: (Зима)
Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? ( Ответы детей: после осени).
2) Как вы думаете, чем пахнет зима? ( Ответы детей: снегом, елками, холодом.)
3) Какие признаки зимы вам знакомы? ( Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)
Воспитатель: а сейчас к нам в гости пришла Зимушка-Зима но призла она к нам не с пустыми руками (вывешивается иллюстрация декабря) она принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь :
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (Декабрь)
- Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так : студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»
Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).
(вывешивается иллюстрация января)
Щиплит уши, щиплит нос
Лезет в валенки мороз
Брызнет в воду, упадет.
Не вода уже, а лед. (Январь)
Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь? В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?
(дети называют зимние забавы)
(вывешивается иллюстрация февраля)
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели (Февраль)
- Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль? В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? - Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран
-Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)
-Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)
-А что такое снежинки? На что они похожи?
Ответы детей:
Воспитатель:
Молодцы ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?
Загадки.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
-= Мороз =-
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
-= Снеговик =-
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
-= Сосулька =-
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
-= Снег =-
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
-=Мороз =-
С неба – звездой,
В ладошку – водой.
-= Снежинка =-
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
-= лед =-
Воспитатель: Молодцы, все загадки мои отгадали.
Физминутка: "Снежок"
Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)
Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз - подкинем, два - поймаем,
Три - уроним и сломаем.
Дидактическая игра: "Признаки зимы"
Ход игры
На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на доску. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы.
Воспитатель: Так что же нам приносит зима? ( Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.)
Воспитатель: Ребята, а знаете, что такое оттепель? (Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить, снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки. А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед. на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь, все становится красивым. Чем тише морозная погода, тогда снежинки падают медленно и красиво. А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.
Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-зимы, я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.
Новый год к весне поворот.
Береги нос в большой мороз.
Мороз велик да стоять не велит.
И в сильный мороз работа согреет.
Молодцы!
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? ( ответы детей: играли, разгадывали загадки). Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки – зимы»? И все вместе нарисует снеговика.