Анастасия Михалкина
Конспект занятия. Формирование элементарных математических представлений. Тема: «Как нам в сказке математика пригодилась».
Цель: Развитие элементарных математических представлений.
Задачи: Совершенствовать навыки устного счета, упражнять в счете предметов в любом расположении; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7>6 на 1, 6<7 на 1); решать простые задачи на сложение (когда к большему прибавляется меньшее); уточнять представление о простейших геометрических фигурах (круге, квадрате, прямоугольнике, четырехугольнике, овале, треугольнике); закреплять представление о части и целом, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого; учить ориентироваться на плоскости листа, моделировать пространственное отношение в виде рисунка, развивать глазомер при сравнении величин (высокий - низкий).Развивать мышление, творческое воображение при выполнении заданий, развивать способность к самооценке при выполнении работы. Воспитывать желание заниматься сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу, развивать волевые качества, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Создавать комфортную обстановку для эмоционального настроя детей.
Публикация «Конспект занятия, Формирование элементарных математических представлений, Тема: „Как нам в сказке математика пригодилась“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Наглядный материал.
Демонстрационный материал : предметные картинки по теме занятия, таблица составления задачи, модель лестницы порядкового счета.
Раздаточный материал : листы картона, плоскостные изображения предметов для моделирования пространственных отношений, лабиринт «Помоги медвежонку добраться до дома», простые карандаши.
Виды дифференцированного подхода:
Дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям: по уровню достижения (знание цифр в пределах 20);
Дифференциация по организационной форме обучения.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, изложение.
Наглядные: демонстрационный материал.
Практические: выполнение практических игр, заданий упражнений. Показ, демонстрация, объяснение, пояснение, эмоциональный настрой и т. д.
Форма проведения : фронтальное занятие.
1 часть. Введение
1.1. игра «Знакомство».
1.2. Игра «Настроение». Ребята, давайте передадим друг другу хорошее настроение. Приготовьте ладошки, дотрагиваясь до ладоней рядом стоящего товарища, улыбнитесь ему и передайте свое бодрое, хорошее настроение.
1.3. Игровой прием.
-А не потешить ли вас сказочкой? Сказочкой чудесной, необычной: есть в ней дива-дивные, чуда-дудные, потому что вы сами станете ее героями.
2 часть. Основная.
1. Сравнение части и целого.
1.1. Игровой прием «Пропуск в сказку».
- На чем отправимся в это увлекательное путешествие?
- На чем летали сказочные герои?
- А мы будем путешествовать на ковре-самолете, он специально прилетел за нами.
- Дорога престоит трудная, дальняя, чтобы не потеряться, я предлагаю объединиться по двое: возьмите половинку геометрической фигуры-это будет пропуском в сказку.
- В помощники а нашу сказку возьмем доброту, взаимовыручку, знания.
Давайте возьмемся крепко за руки и скажем: «Готовы!».
- Мы летим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Держитесь крепче. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер-самолет медленно опускается на землю.
1.2. Геометрические фигуры.
Все долетели? Соединитесь в пары.
- Какая геометрическая фигура у тебя?
-У кого вторая половина?
-Что больше: половина или целое?
-Что меньше: целое или половина?
-Как у вас получился квадрат? Прямоугольник…
-Сядем рядком, да и создадим сказку. Что всегда побеждает в сказках? Я уверена, что вы будете внимательными и старательными, тогда и в нашей сказке победит добро.
2. Ориентировка в пространстве. Моделирование из готовых фигур.
В стародавние годы в некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве:
-В левой верхней части листа рос хвойный лес.
-Какой лес называют хвойный? Какие деревья нужно поместить в этом месте?
Премудрая.
-Как вы думаете, почему ее назвали Премудрой?
-Под самой высокой сосной жил медвежонок в своей берлоге.
-Под самой низкой елочкой – зайчик Яша.
В правой части листа расположите высокую гору и рядом-один дуб, могучий, столетний.
-Как узнать, что это дерево-дуб?
-На ветке дуба сидит старый мудрый Ворон.
В нижней части листа расположите лиственный лес.
-Какой лес называется лиственным?
-Какие деревья разместите в этом месте?
-Разместите все лиственные деревья, кроме дуба.
-В самой чаще леса стояла избушка на курьих ножках и жила в ней…кто бы вы думали?
-Конечно, Баба Яга со своим котом по имени Баюн.
-В горе пещера, в ней-то и живет трехглавый Змей Горыныч.
-Как вы думаете, почему Змея прозвали Горыныч?
-Любил Змей погреть свои головы на солнышке. Вылезет из пещеры и положит свои головы на пеньки.
-Сколько Змею нужно пеньков?Почему?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
3. Количество и счет
Мудрому Ворону исполнилось 300 лет. Плохим помощником он стал Змею Горынычу: ни посоветовать, ни новости рассказать. Вспомнил Змей, что есть у Василисы мудрая книга. Похитил он книгу и был таков.
-Как же помочь Василисе вернуть книгу?
-Что вы предлагаете сделать?
3.1. Работа с цифрами.
Неоткуда взялся кот Баюн.
-Какое у него настроение?
-Изобразите его настроение мимикой.
-Что же случились? Наверное, его испугала змея. Давайте выручим кота.
-Если мы назовем недостающие цифры на чешуйках змеи. Она уползет.
-Посмотрим на кота. Изобразим его настроение. Каким оно стало?
3.2. Физминутка с элементами психогимнастики.
Ребята, представьте себе, что мы на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые, не гнуться, как палочки. Напряжены мышцы к кулачках. А лицо расслабленное, свободное, улыбается. Живот тоже расслаблен, дышит. А теперь зайчики расслабили кулачки, пальцы, убрали барабаны и затопали ногами по лесной дороге.
3.3. Решение задачи.
Между тем смотрите, что просиходит: Баба Яга похитила зайцев.
-Сколько зайцев поймала Баба Яга?
-Сколько зайцев еще несет?
-Да это же Яша, любимый зайчик Василисы.
-Сколько всего зайцев у Бабы Яги?
3.4. Сравнение, уравнение предметов.
-как же нам спасти зайцев?
-Что это у тебя в карзине?
-Давайте угостим Бабу Ягу пирожками, дадим ей столько пирожков, сколько у нее зайцев.
-Скоьлько зайцев?
-Сколько пирожков?
-Что можно сказать о количестве зайцев и пирожков?
-Больше пирожков или зайцев, насколько?
Какое число больше: 6 или 7? На сколько?
-Меньше зайцев или пирожков, на сколько?
-Какое число меньше: 7 или 6? Н сколько?
-как сделать так,чтобы зайцев и пирожков было поровну?
-Сколько стало пирожков. Как получилось 8 пирожков?
-Что теперь нужно сказать о количестве зайцев и пирожков? –Как вы думаете, Баба Яга осталась довольна обменом, почему?
-Ребята, мы с вами спасли зайцев.
4. Логическая задача. Лабиринт.
Много ушло времени, много воды утекло. Откуда ни возьмись-медвежонок. Загрустил он, закручинился. Что случилось с медвежонком? Не может он найти дороги домой. Давайте ему поможем. Возьмите карандаш и покажите медвежонку дорогу.
-Молодцы,ребята,вот медвежонок и дома.
5. Чтение потешки.
Прошло там сколько время. И вот мы у горы. На дубу мудрый Ворон сидит, давайте прочитаем про него потешку.
Ай,ду-ду,ду-ду,ду-ду.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная.
Песня ладная, сказка складная.
Ворону понрвилось, что вы про него такую потешку знаете и рассказал он как добраться до вершины горы, где Змей Горыныч мудрую книгу спрятал.
6. Устный порядковый счет.
В гору ведут ступеньки, сосчитайте их по порядку. Только чур на третью и седьмую ступеньки не наступать, можно провалиться в подземелье.
Ребята, мы не испугаемся? Давайте разделимся на две группы и начнем восхождение с обеих сторон.
-Все дошли до вершины?
-Никто не ошибся? Какие ступеньки пропустили?
Шли мы, шли, до Змея Горыныча дошли. А он книгу мудрую прочитал, и помогла она ему понять: добро сильнее зла и как важно уметь дружить. В тот самый час появилась Василиса Премудрая. Давайте наклеим ее изображение.
3 часть Заключительная.
3.1. Самоанализ.
Благодарит она вас, ребята, что не побоялись вы трудностей, были активными, внимательными, а главное-дружными. За ваши добрые поступки награждает вас «Значком мудрости».
Выберете каждый для себя значок: красный, если при выполнении заданий вы не затруднялись;
Желтый-если встречали небольшие трудности;
Зеленый-если вам было трудно выполнять задания.
-Ребята,что вам понравилось делать на сегодняшнем занятии?
-Кому какое задание показалось трудным?
-С чем вы справились без труда?
3.2. Подведение итога занятия.
Ребята, я рада знакомству с вами. Вы добрые, отзывчивые, смышленые, а главное-дружные. Мы уверенно преодолели трудности и препятствия. Помогли сказочным героям, одержали победу над злом, и все это благодаря хорошим знаниям по математике. И конечно, в нашей сказке победило добро.
В стране мы сказочной успели побывать,
Прощайте, чудеса, но лишь на время.
Ведь стоит книгу сказок в руки взять
И снова будет по волшебным улочкам гулять
Ребячье любознательное племя.