Валентина Максимова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Математику»
Конспект
организованной образовательной деятельности «ФЭМП»
области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
на тему: «Путешествие в страну математика»
для детей подготовительной подгруппы
Используемая литература:
Комплексные занятия Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой, Образовательная программа дошкольного образования, Методика Зайцева «Обучение счету»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Путешествие в страну Математику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема: «Путешествие в страну математики»
Цель: закреплять умение детей решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10, счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
-систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач, используя таблицу Зайцева и счетные палочки Зайцева;
-формировать навыки ориентации на листе с помощью геометрических фигур;
-закреплять счет в пределах 20 в прямом и до 10 в обратном порядке.
Развивающие:
-развивать познавательную мотивацию детей в составлении арифметических задач, логическое мышление детей; память, творческое воображение;
-расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников;
-развивать умение формировать свои ответы на заданный вопрос.
Воспитательные:
-воспитывать умение не перебивать друг друга, работать в команде.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Физическое развитие
Демонстрационный материал : рисунки для решения задач, геометрические фигуры письмо Королевы Математики, счетные палочки Зайцева, таблица Зайцева, мяч, таз с водой, ключик, удочка, сундучок.
Раздаточный материал : геометрические фигуры, карточки со знаками и цифрами, дидактические игры: «Построй домик из палочек Кюизенера», «Запомни расположение фигур»,поощрительные призы-снеговики.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию : дидактические игры: «Что лишнее», «Назови число на 1 больше, меньше», «Засели жильцов в домики», игры на счет (таблица, палочки Зайцева), решение простых арифметических задач, решение логических задач.
Индивидуальная работа: с Дашей М. (в основной части, во время игры «Засели дома» работа над составом числа)
Структура и методические приемы: беседа, вопросы….
Словарная работа – закрепление выражений: условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ.
1. Вводная часть - 5минут.
а) письмо Царицы Математики
II. Основная часть - 20 минут.
1. Игра с мячом «Счет до 20»;
2. Счет по таблице Зайцева в обратном порядке до 10 ;
3. Решение задач;
4. Дидактическая игра "Засели домики";
5. Физкультурная минутка;
6. Интерактивная игра «Карусель»;
7. Закрепление умения различать знаки: «больше, меньше», «равно»;
8 Физкультурная минутка. Танец-игра с ускорением «Мы пойдем налево»;
9. Игра на внимание «Запомни расположение фигур»;
III. Заключительная часть - 5 минуты.
1. Экспериментирование «Достаньте ключ из воды, не замочив руки».
2. Сюрпризный момент: сундучок со снеговиками
3. Письмо Королевы Математика.
Ход занятия
1. Вводная часть – 5 минут. Воспитатель находит письмо, которое прикреплено на домике Королевы Математика.
-Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался один озорник. Он, перепутал все цифры, решил задачи с ошибками, разрушил замок из геометрических фигур в моем городе! Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные, поспешите ко мне на помощь! Математическое царство в опасности. Царица Математика».
-Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве? Тогда в путь!
2. Основная часть
Ребята, вот первое задание Царицы Математики - посчитать до 20.
Дети встают в круг.
-Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
1,2,3,4,5 начинаем мы считать.
Игра с мячом «Счет до 20».
Счет по таблице Зайцева в обратном порядке до 10.
-Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 5 до 9. от 10 до 5.
-Молодцы, ребята, вы успешно прошли 1задание, и теперь мы с вами в Математической стране. Перед нами стоит трудная задача, необходимо выполнить все задания, чтобы привести в порядок математическое царство.
Решение задач
-Ребята, мы с вами умеем составлять и решать задачи. Что должно быть обязательно в задаче? (условие задачи и вопрос)
-Сейчас внимательно послушайте задачу.
10 мальчишек в футбол играли,
Одного домой позвали,
Он глядит в окно, считает
Сколько их теперь играет?
-Где здесь условия задачи?
-А какой вопрос в задаче?
-А теперь решите эту задачу. Какой ответ у этой задачи? (9)
Проверим решение по таблице, кто хочет проверить?
Ребенок с помощью указки объясняет решение задачи (ставим указку на число 10, двигаемся влево на 1 клетку - указка показывает 9, значит ответ правильный).
-А вот ещё одна задача,
Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил пять медвежат, трех зайчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?
5+3=8
-Есть ли условие в этой задаче?
-А какой вопрос?
Решение задач по таблице Зайцева
-Посмотрите на картинку
(На картинке 6 картинок дубов и 3 картинки сосен.)
Педагог читает задачу:
«Вот 6 дубков и 3 сосны
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.
- Какое же решение получилось? (6+3)
- Какой ответ в задаче? (Всего росло 9 деревьев) (ставит цифры)
-Проверим ответ с помощью палочек Зайцева. (Дети подходят к столу и выкладывают, считают с помощью палочек.
Черепахи купались в море, 12 черепах вышло на солнце. Это сколько? (10 да 2)
10 в море. Сколько осталось на солнце? (Два)
Физкультурная минутка:
Ветер тихо клен качает,
Вправо влево наклоняет
Раз–наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
Дидактическая игра "Построй домик из палочек Кюизенера»
Цель. Закреплять название геометрических фигур треугольник и прямоугольник, учить работать по схеме, составлять фигуры из палочек, развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек домик, который состоит из фигур: треугольника и прямоугольника
Интерактивная игра «Карусель»
Цель: закрепить умение находить цифру в соответствии с количеством предметов в подвижной игре.
Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Карусель». Правила игры: Тем, кому я раздам сейчас цифры, встают спиной друг к другу по кругу, а остальные дети с полосками из квадратиков двигаются вокруг них, по команде «Стоп» нужно остановиться напротив числа, которое соответствует квадратикам.
Расставь правильно знаки «Больше, меньше», «равно».
Цель: закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 10
-Озорник в математическом царстве перепутал все знаки, нужно расставить знаки по местам, чтобы получились правильные ответы.
(Дети походят к столу с карточки с цифрами и знаками).
Ребята, какие вы знаете знаки? (плюс, минус, равно, больше, меньше)
(Дети встают вокруг стола и выполняют действия с цифрами, расставляют правильно знаки, называют неравенства)
(Пять меньше чем семь, восемь больше, чем два, три меньше чем десять)
Физкультурная минутка «Танец-игра с ускорением «Мы пойдем налево» Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве, релаксация.
( Под музыку дети выполняют движения: ходьба вправо, влево, движения рук- вверх, вниз)
Дидактическая игра «Составь ковер из геометрических фигур»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости, развивать внимание, зрительную память.
-Следующее задание- составить из геометрических фигур ковер для Царицы Математики.
Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева.
Воспитатель показывает таблицу с геометрическими фигурами, дети запоминают расположение фигур, воспитатель убирает таблицу.
Выполнив задание, дети сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки, рассказывают, как они расположили фигуры: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.
Игра проводится с усложнением: три, пять фигур
III. Заключительная часть - 2 минуты.
-Царица Математики приготовила для вас сундучок с сюрпризами, но ключ упал в воду. (Дети подходят к емкости с водой, где на дне лежит ключ) Но вам нужно достать ключ из воды, не замочив рук. Как это сделать. (Удочкой)
Экспериментирование «Достань ключик, не замочив рук»
Цель: развивать логическое мышление, смекалку.
Царица Математики приготовила для вас сундучок с сюрпризами, но ключ упал в воду Чтобы открыть сундук, мы должны достать ключ из воды не замочив руки, как это сделать? (Удочкой) (Дети подходят к емкости с водой, где на дне лежит ключ)
-А вот и наш сундучок, давай те его откроем. Здесь снеговики. Если все понятно сегодня было, у вас все получилось - выберите белый снеговик. Если вам было сложно-розовый снеговик, голубой, если вам было ничего не понятно, ничего не получилось.
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое трудное?
Воспитатель читает письмо: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».