Наталья Алыкова
Конспект занятия «До свидания, Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодня у нас необычный урок. Я бы назвала его «Урок-сюрприз».
Для меня было бы приятным сюрпризом услышать от вас грамотные ответы о прочитанных сказках. Для вас и для наших гостей будут сюрпризом подготовленные выступления ребят и отрывок из спектакля С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
- Чем же мы будем заниматься на этом уроке?
Чему мы должны научиться?
(Ребята самостоятельно ставят цели и задачи урока)
Учитель дополняет.
Публикация «Конспект занятия „До свидания, Сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Прежде всего, мы должны научиться грамотно строить свои высказывания, развивать образное мышление, делать выводы, уметь анализировать выступления своих товарищей. А выступающие должны показать мастерство драматического искусства и умение выразительно читать художественные произведения.
Беседа о прочитанных сказках
Сегодня мы будем говорить о сказках народных и литературных.
Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, которые раскрывают смысл данного слова: сказка – сказ - сказывать – рассказывать, т. е. сказка – устный рассказ о чём-либо интересном. Но всякий ли интересный рассказ является сказкой?
Нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил характерную особенность сказок. Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чём-то, во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Всё это сказки!»
Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней:
«Сказка – складка, а песня – быль», «Сказка – ложь, а песня – правда».
- О чём всё это говорит?
(О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны).
- Так что же: сказка повествует о том, чего не было? В таком случае, зачем нам нужна сказка?
- Помните, у Пушкина «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами (на доске эпиграф) : «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой. Почему? Что является правдой в сказке?
(Сила и мужество, храбрость и ловкость и т. д.)
- Чему же сказка нас учит?
(Например, сказка «Репка» о силе коллектива, в котором важна самая малая величина). Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, ненавидеть зло, презирать хитрецов и льстецов, лгунов. Воспитывает в нас основные принципы жизни: честность, преданность, смелость и т. д.
- Зачем же нам нужна сказка?
- Что было бы с нами, если бы не было доброй и прекрасной сказки?
- Давайте вспомним прочитанные вами сказки, сначала народные, потом литературные. Обратите внимание на выставку книг и ваши иллюстрации к любимым сказкам…
- Чем отличается народная сказка от литературной?
III. Подведение итогов литературного творчества (Ребята читают придуманные ими сказки – по группам)
IV. Литературная викторина «Знаете ли вы литературные сказки?"
В какой зарубежной сказке принимали участие фрукты, овощи и растения? («Чиполлино», Джанни Родари)
Кто автор сказок «Смышлёный Ганс», «Умная Эльза», «Храбрый портняжка»? (Братья Гримм)
Из каких сказок А. С. Пушкина эти строчки?
А) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут…
(«Сказка о царе Салтане»)
Б) Бедненький бес под кобылу залез,
Понатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
В) Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Г) С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, и помер он
(«Сказка о золотом петушке»)
Д) Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
(поэма «Руслан и Людмила»)
Кто автор сказки «Серебряное копытце»? (П. Бажов)
Кто автор «Сказки о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»? (В. В. Маяковский)
Кто автор сказок «Рассказ о калифе-аисте», «Маленький Мук»? (Вильгельм Гауф)
Кто написал сказку «Три толстяка»? (Ю. Олеша)
V. Выразительное чтение отрывков наизусть
1 группа – В. Жуковский «Спящая царевна»
2 группа – А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»
VI. Мини-спектакль С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок из 1 действия)
VII. Подведение итогов урока
- Понравились ли вам сюрпризы ваших товарищей?
- Как вы думаете, что было самым сложным в постановке спектакля?
(Конечно, надо было продумать и нарисовать декорацию, подготовить реквизит, т. е. те предметы и вещи, которые нужны актёрам. Придумать костюмы. Выучить слова).
- Но что было самым сложным? На этот вопрос ответят сами актёры… (умение сыграть пьесу)
VIII. Учитель: Вот и закончился наш урок (оценки за урок).
Но мы не прощаемся со сказкой. Мы говорим ей: «До свидания!» А нас ждут другие произведения, новые путешествия в мир литературы, где, возможно, мы вновь встретимся со сказочными персонажами. Запомните чудесные и мудрые слова русского писателя Н. С. Лескова:
«Живите, государи мои, люди русские, в ладу со старою своею сказкой. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость!» («Соборяне»)