Елена Афанасьева
Конспект занятия для детей старшей группы «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Тюрюшля муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Занятие на тему
«Мир насекомых»
Старшая – подготовительная группа
Провела :
Афанасьева Елена Петровна.
воспитатель МБДОУ
д/с с. Тюрюшля
Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитывать любознательность интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое, воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.
Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация
Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.
Методические приемы.
Рассматривание иллюстраций. Беседа.
Вопросы к детям. Загадывание загадок. Моделирование.
Пособия. Иллюстрации насекомых. Карта насекомых, цветы для поляны. Мольберты. Фланелиграф. Модель бабочки.
Предварительная работа
Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, знакомство с моделью «Бабочка, складывающая крылья», рассматривание иллюстраций. Чтение рассказов, стихов.
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию. Посмотрите на карту нашего маршрута вот первая остановка Цветочная поляна» какая красивая поляна, сколько тут цветов! Кого же мы встретим тут? Сейчас я загадаю вам загадку.
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск и мед,
Людям все она мила, а зовут ее (пчела).
Посмотрите на пчелу, что у нее есть? Ножки, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. А что делает пчелка?
Собирает мед. А куда она мед носит? В улей, в свой дом.
Послушайте маленькое стихотворение, и вы узнаете, кто прилетел к пчеле в гости.
На лужайке, на ромашке,
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
О каком насекомом это стихотворение? (О жуке). Какую песенку он пел?
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Посмотрите на жука, сколько у него ножек? (Шесть). А крылья есть у жука? (Есть). Послушайте еще одну загадку.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое словно стрела,
И большие – большие глаза.
Называем ее …. (Стрекоза).
А есть ли крылышки у стрекозы? (Есть) Сколько крыльев? (Четыре) Сколько ножек (Шесть). Если есть крылья, значит, стрекоза может летать? (Да).
Но е только стрекоза, но и другие насекомые могут летать? Какие?
Дети называют: Пчела, божья коровка, муха, стрекоза, майский жук, оса.
- Этих насекомых мы называем летающие.
Д/игра «Четвертый лишний».
1. Пчела, стрекоза, енот, жук.
2. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
3. Таракан, муха, майский жук, пчела.
4. Комар, жук, стрекоза, лягушка.
5. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар.
Почему он лишний?
Потому что не летает, или это животное и т. д.
Наше путешествие продолжается. Посмотрим на карту маршрута, следующая остановка «Травянистая лужайка».
Кто изображен на картинке? Паук. Этот паучок гуляет по траве, где еще можно встретить паучков и больших пауков? Где они живут, какой них домик? В паутине.
А пауки умеют летать? Нет
Почему нет? Это насекомое ползающее. Но есть еще насекомые, которые ползают. Послушайте загадку.
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Посмотрите на муравья, почему он быстро бегает, что у него есть? (Шесть ног.)
А крылья у него есть? Нет. Муравьи ползающие насекомые. А где дом муравья? В муравейнике
Д/игра «Чего не стало»
Прикрепить на ковролин картинки с изображением насекомых,: жук, кузнечик, пчела и т. д.
Дети закрывают глаза, убрать одну картинку. Дети отгадывают, какой картинки не достает.
Дыхательная гимнастика.
Девчонки – пчелки ж-ж-ж-ж-…
Притащили мед в бачонке – ж-ж-ж-ж….
Нечего, что тяжело – ж-ж-ж-…
Лишь бы другу помогло – ж-ж-ж-ж…
Муравей пощиплет травку – з-з-з-з..
И попьет цветочный мед –з-з-з…
Значит дело на поправку – з-з-з…
Обязательно пойдет –з-з-з…
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья
Ведь зеленая аптека
Лечит даже человека
А не только муравья!
Послушайте еще одну загадку
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит в скачь.
Кто этот скрипач, отгадайте?
Кузнечик.
А как передвигается кузнечик? (Прыгает)
Значит насекомые о которых мы говорили бывают летающие прыгающие и ползающие.
Какую пользу принося эти насекомые? Уничтожают вредителей, собирают вкусный и полезный мед. Это муравьи, пчелы, божья коровка.
А какие насекомые наносят вред человеку?
Те, которые портят растения, приносят заразу, кусаются. Это осы, мухи, комары и т. д.
Физкультминутка под музыку «В траве сидел кузнечик»
Сюрпризный момент – Бабочка входит.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился верх и улетел. (бабочка)
Ребята, кто к нам пришел в гости? (Бабочка)
К какой группе относится бабочка? (К насекомым)
Да, у нее также есть 4 крыла, при пары ног, голова, грудь, брюшко.
А чем питаются бабочки? (Нектаром)
Да, такие насекомые, как пчелы, бабочки, стрекозы питаются нектаром, который находится на цветах.
Зрительная гимнастика.
Ребята, а где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее каждая травинка, каждое дупло, каждая удобная веточка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели.
А из чего появляется бабочка?
Моделирование.
Ребята, сегодня мы говорим о насекомых, о том какую пользу они приносят.
А вы знаете, что у насекомых есть враги, для этого они имеют защитные свойства.
Посмотрите на эту бабочку, на ее крылья с верхней и нижней стороны, какие они разные по окраске.
Почему, как вы думаете?
Допустим бабочка долго летала, устала, ей надо отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Будет ли заметна такая бабочка птицам?
Да, такая бабочка будет заметна издалека.
Как вы думаете, она может спрятаться? Многие бабочки научились обманывать птиц.
Повернитесь ко мне спиной.
Сложить крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Дети поворачиваются и видят, что бабочка незаметна, так как сложены крылья по цвету похожи на ствол дерева.
Но в нашем детском саду бабочке на нужно бояться, посмотрите, какие они красивые, но чего то тут не хватает.
Сейчас мы наклеим на крылья бабочки кружочки, но сначала подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пришло утро, проснулись цветочки
Распустились и их лепесточки.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пришла ночка, уснули цветочки
И закрыли свои лепесточки.
Аппликация.
Дети наклеивают кружочки.
Сегодня мы с вами были в чудесной стране Насекомии и пришло время возвращаться назад.
О ком мы сегодня говорили?
О насекомых. О каких?
Каждый ребенок подходит к картинке и называет насекомого и дает ему характеристику.
А что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут.
Если исчезнут насекомые исчезнут и растения, погибнут животные и птицы, они не смогут существовать друг без друга.
Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
А где сейчас насекомые?
Осенью насекомые прячутся в опавших листьях, почве, коре деревьев, чтобы не погибнуть от холода.
В лесу летают мотыльки
Ползут козявки и жуки.
Природа мать им жизнь дала
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а обойди!
Без насекомых лес, мой друг
И одинокий и пустой.