Яна Ф
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: - уточнить знания и представление о том, что происходит осенью в природе : характеристика и механизм проявления атмосферных явлений - понижение температуры, короче световой день, дожди, заморозки и т. д. ;
- развивать умение слушать литературные и музыкальные произведения;
- побуждать стремление выразить свои чувства в изобразительном творчестве;
- с помощью дидактических игр и кроссвордов развивать логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия для старшего дошкольного возраста „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять произношение поставленных звуков и следить за произношением сложных по структуре слов;
- активизировать словарь: перелетные, зимующие, стая, клин.
Материал: иллюстрации - муляжи грибов (подосиновик, подберезовик, и фотографии с изображением птиц, птичьих стай, животных; большой конверт с кроссвордами, магнитофон с записями музыкальных произведений о явлениях природы (П. И. Чайковский "Времена года"); кроссворды, логические упражнения; сухие листья; игрушка - паук, большая белка; глобус; загадки; еловые и сосновые шишки; рюкзаки со спортивными снарядами; 2 больших обруча; план участка.
Организация: Занятие проводится на групповом участке.
Ход занятия:
1 часть- Природа- чудесница.
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес не за грибами, не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов- и одно чудо за другим удивит вас. Вот, протянул руку за листочком, а он встрепенулся и полетел. Разве не удивительно!
Кто под елкой ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? ( Ответ: белка)
- Крыльев нет, а с дерева на дерево как птица перелетает. разве не чудо? (Белка сидит в дупле)
- Посмотрите, что-то виднеется под листочками около березы. Правильно, это грибы.
- А как он называется? Почему такое название? (Подберёзовик)
- А вот еще гриб, но уже другой. Он растет под осиной. Как он называется? Правильно, подосиновик.
Игра "Найди дерево по названию"
(Встать в круг вокруг названного дерева)
- В природе во всем строгий порядок, все в ней взаимосвязано.
- Ребята к нам в гости пришел паучок. Он нам принес дидактическую игру "Паутинка" (Найди в паутинке любую букву и назови её; на каждую букву иллюстрации животных и птиц)
-А может, эти законы не справедливы? Почему и филин за зайцем охотится? Хищных зверей иногда называют разбойниками*,*злодеями*,а ведь в природе нет ни плохих зверей, ни хороших, все они важны. Может, кто думает, что хищникам легко живется: они сильные, у них острые зубы, цепкие когти. А те, за кем они охотятся беззащитные бедняги? Это не так. У каждого живого существа есть то, что помогает ему выжить: у оленя рога и сильные ноги; у черепахи - твердый панцирь; у зайца- чуткие уши, зоркие глаза, быстрые ноги; ёж свернётся клубочком-попробуй съешь его! Птицы быстро летают, пчёлы- жалят. Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые.
Словом, отправляясь в лес, за чудесами, пустым домой никогда не вернешься!
Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.
- Ребята, посмотрите, что я нашла- большой конверт заглянем в него.
Дидактическая игра "Реши кроссворд по заданной букве" (о животных).
См. приложение.
- Ой, ребята! Мы не можем пройти. Дорогу нам загородили заросли. Давайте разберем! (Шишки привязаны на нитке).
Упражнение "Угадай на ощупь" (узнай еловую и сосновую шишки).
Дидактическая игра "Найди свой домик" (в один обруч собираются дети с еловыми шишками, в другой - с сосновыми, каждый к своей веточке).
II часть. Осень золотая.
Загадывается загадка об осени :
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Ребята, кто это?
- Правильно! Прошу перечислить приметы осени (погода становится холоднее, дождливее, день убывает, опадает листва, улетают птицы и т. д.)
- Но не надо грустить. Бывают и осенью красивые дни, да такие, что ими невозможно не залюбоваться!
- Как вы думаете, почему осень называют золотой?
Ответы детей.
Читают стихотворение по выбору воспитателя или детей.
- Сегодня мы с вами тоже превратимся в художников, и попробуем нарисовать или выложить из листьев, выражая те самым те чувства, которые возникают у вас при прослушивании прекрасной музыки. Включаем музыку. Рисование палочками на земле и аппликация из опавших листьев при звучании музыкальных произведений.
Оценка всех работ - положительная.
III часть. Перелетные птицы.
- Одной из примет осени вы назвали отлет птиц на юг. А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?
Ответы детей.
- Какие птицы остаются зимовать у нас?
Ответы детей.
- А почему, всё-таки, многие птицы улетают? Может они боятся морозов?
Давайте, порассуждаем. Мы уже знаем, что многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, (им нечем зимой кормится). Некоторые птички улетают пораньше, другие позже.
- Кто улетает первым?
Ответы детей.
- А кто последний?
Ответы детей. (Ласточки, трясогузки- первые, а вот утки и гуси- самые последние, когда начинают замерзать водоёмы).
Дидактическая игра "Отгадай, что за птица? "
А вы знаете куда улетают птицы? Это интересная история. В прошлом, когда птичьи перелёты небыли изучены, считали, что птицы улетают на Луну и там спят всю зиму.
На самом деле ласточки и стрижи улетают в Африку. Кулики добираются до Новой Зеландии. Грачи - во Франции, а утки- в Северной Америке. В общем, наши птицы разлетаются по всем материкам (показать на глобусе).
Звучит стихотворение Е. Благининой "Улетают, улетают. "
Итог занятия :
- Вот какое путешествие мы сегодня совершили! Вы узнали очень много нового, а также показали, как много знаете сами. Но чтобы всё это чудо сохранить, надо знать правила поведения в природе. Какие они?
Ответы детей.
- Вам понравилось наше путешествие?
А сейчас мы пойдем на полянку и поиграем в мячи и кегли, что лежат в наших рюкзаках.