Получи документы

«Развитие речи. Времена года. Формирование грамматического строя речи». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

Мошкола Марина
«Развитие речи. Времена года. Формирование грамматического строя речи». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: старшая (5 -6 лет)

Цель: развивать грамматическую сторону речи, путем обогащения словаря детей по лексической теме «Времена года»

Задачи

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о годовом цикле, временах года, сезонных изменениях в природе, отличительных признаках и их последовательности.

- Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Учить отличать перелетных и зимующих птиц.

- Упражнять детей в умении составлять рассказ о явлениях природы с использованием мнемотехники.

Темочки:

- Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений, существительных уменьшительно-ласкательной формы.

- Обучать грамоте, составление слов из букв (осень, зима, весна, лето).

- Расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх.

- Формировать интерес к природе через сказку и дидактическую игру.

- Способствовать формированию умений при составлении композиции рисунка, способность самостоятельно ориентироваться на листе бумаги: лево, право, вверх, низ.

Развивающие:

- Развивать у детей эмоциональное восприятие непрерывной смене времен года, показать красоту природы на протяжении четырех сезонных циклов года.

- Развивать эмоциональную, описательную, образную, инициативную речь.

- Развивать связную устную речь, посредством составления рассказа.

- Развивать познавательную активность, речевые умения при использовании схем и моделей.

- Развивать коммуникативные способности детей: грамотно формулировать ответ на вопрос, объяснять свою точку зрения, слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.

- Развивать активность, любознательность и творческую самостоятельность.

Воспитательные:

- Воспитывать желание созерцать красоту природы в любое время года.

- Воспитывать познавательный интерес к природе нашего края.

- Воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.

Развитие речи

Обогащение словаря: времена года, осень, весна, лето, зима, коллаж, птенцы, детеныши, перелетные птицы, зимующие птицы, мудрость.

Активизация словаря: ответы на вопросы и самостоятельные высказывания детей, рассказ о времени года.

Музыкальный ряд: аудиозапись музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Литературный ряд: сказка, стих о временах года, стих для физ. минутки.

Индивидуальная работа: составление рассказа с использованием мнемотехники, индивидуальные вопросы и задания к детям в дидактических играх.

Материалы и оборудование

Техническое оснащение:

- ноутбук и флеш - накопитель с презентацией «Сказки леса»;

- магнитофон и диск с записью.

Оборудование:

- столы, стулья по возрасту и росту детей;

- магнитная доска;

- мягкий мяч.

Наглядно – дидактические пособия:

- дидактическая игра - коллаж «Времена года»;

- мнемодорожка для времени года – осень;

- карточки с изображением зимующих и перелетных птиц;

- карточки с изображением животных и их детенышей;

- схемы – карты для продуктивного творчества;

- солнышко (игрушка или картинка).

Раздаточный материал (изобразительные средства и материалы):

- фломастеры;

- листы альбомные А4, с изображением березки в центре листа;

- салфетки;

- восковые мелки.

Предварительная работа:

- Наблюдения на прогулке за явлениями природы в разное время года;

- ознакомление с мнемотехникой;

- знакомство детей с признаками времен года;

- знакомство с перелетными и зимующими птицами;

- знакомство с дидактическими играми: «Лови мяч», «Закончи предложение» «Бывает - не бывает», «Путешествие осеннего листочка», «Разрезные картинки – природный пейзаж»;

- просмотр с детьми презентации «Красота круглый год»;

- беседы по картинам “Времена года”;

- чтение стихов, сказок о разных временах года, явлениях природы - рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, плакатов, репродукций картин с изображением времен года.

- слушание музыки П. П. Чайковского «Времена года», песенки «Во поле березка стояла…», мелодии «Звуки леса»;

- заучивание стихов на занятии и в повседневной жизни;

- знакомство с пословицами и загадками о временах года;

- чтение художественных произведений “Синичкин календарь”, “Двенадцать месяцев”, “Старик Годовик”.

Основные этапы НОД:

Вступительная часть

1. Артикуляционная гимнастика

2. Настольная дидактическая игра «Времена года – красота круглый год»

Основная часть

3. Сказка «Путешествие березки» в формате презентации

4. Мнемотехника «Осень»

5. Игра «Кто лишний? Птицы»

6. Игра «Бывает - не бывает»

7. Игра «Подбери слово»

8. Физкультминутка

9. Игры: «Назови птенчиков» и «Назови детёнышей»

10. Игра «Вот какое лето»

11. Игра с мячом «Скажи со словом «летний»

12. Игра «Ласковое слово»

Заключительная часть

13. Нейрогимнастика

Продуктивная художественная деятельность детей - цветная графика

Содержание

Вступительная часть

Артикуляционная гимнастика (6 упражнений: иголочка, варенье, чашечка, грибок, горка, лошадка).

Воспитатель приносит игру - коллаж для ребят по теме «Времена года». Игра упала, все перемешалось. Предлагает детям, собрать коллаж. Проводится дидактическая игра «Времена года – красота круглый год».

- Перед вами картинка, с изображением дерева в центре, разделенная на 4 части линиями, на каждой части значок – означающий время года, он вам поможет не запутаться. В коробочке лежат фигурки, нужно разложить их по временам года. Воспитатель, спрашивает у ребят, какое время года в левом верхнем углу и т. д. Просит подписать картинки, составить из букв названия для каждого времени года. Анализ слов: сколько слогов, какой звук стоит в начале слова, какой в конце, назвать гласные.

- Какое время года лучше, интереснее, красивее, важнее для природы и людей? Давайте сегодня это выясним. Можно долго спорить, какое время года лучше. Нам нужен мудрый совет. Я знаю, что нам поможет разрешить спор и определиться с выбором – это сказка, так как в каждой сказке есть мудрость.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорее ее впусти,

Потому что сказка птица,

Чуть спугнешь - и не найти.

Основная часть

И так смотрим и слушаем внимательно сказку. Воспитатель читает сказку «Путешествие Березки» и показывает слайды презентации с сюжетами рассказываемой истории.

1,2,3 слайд. «Выросла на опушке леса белоствольная берёзка. Захотелось ей по всем временам года попутешествовать, посмотреть, в каком же времени года лучше, интереснее. И так, отправилась берёзка в осень. Смотрит на свой наряд, любуется. Стоит, словно в золоте. Но вот, набежали тучи, подул ветерок – озорник, стало холодно. Пошёл холодный дождь. - Нет, - думает берёзка, что – то не хочется мне гулять по осени».

- Ребята, Березке не понравилось осень. Очень жаль, давайте, это исправим. Подробно расскажем ей об осени, а помогут нам в этом мнемодорожки.

Дети составляют рассказ об осени (два ребенка).

- Вы сказали, что птицы улетают и стало грустно. Но ведь, есть птички, которые остаются с нами.

Игра «Кто лишний? Птицы». Найдите лишнюю птичку (основные: дятел, снегирь, синица, сова; ворона, сорока, воробей, голубь; подкладываем: ласточка, лебедь, грач, кукушка, журавль).

4, 5 слайд. «Огляделась по сторонам, красота! Солнышко светит ярко, снег искрится и переливается миллионами разноцветных звёздочек. Залюбовалась берёзка своей шубкой белой, тёплой. Но вот опять подул проказник ветерок, согнулся ствол у нашей маленькой берёзки, зазвенели ледяными сосульками веточки. – Ну, уж нет, сказала берёзка, пойду - ка я в весну».

- Опять, Березка не довольна, она не знает, что зимой много всего интересного происходит…

Игра «Бывает - не бывает». Если то, о чем я буду говорить, бывает зимой – вы будете хлопать в ладоши, если не бывает – топать ногами.

Зимой - дети катаются на санках.

Зимой - на деревьях все листья зеленого цвета.

Зимой - солнце светит, но не греет?

Зиму - называют «белой», «хрустальной», «серебряной»?

Зимой - природа оживает?

Зимой - дети катаются на лыжах?

Зимой - заяц серый?

Зимой - люди собирают урожай?

Зимой - в городе можно увидеть снегирей?

Зимой - бывает ледокол?

Зимой - день короткий, а ночь длинная?

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, морозит, трещит. (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

6, 7 слайд. «А весной красота кругом, природа просыпается, появилась травка, расцвели первоцветы, появились молодые листочки светло – зелёного цвета. Прилетели птицы, проснулись насекомые, шум, гам! Зажурчали ручейки. - Ах, как шумно, сказала берёзка, пойду я в лето».

- Расскажем Березке, какая Весна, я начну, а вы продолжите: теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, радостная, ветреная.

- С приходом весны у зверей появляются кто? (детёныши)

- А у птиц? (птенцы)

Игры «Назови птенчиков», «Назови детёнышей»

У вороны – воронята

У галки - галчата

У воробья – воробьята

У орла – орлята

У грача – грачата

У совы - совята

У лисы – Лисята

У белки – бельчата

У ежихи – ежата

У медведицы – медвежата

Физкульминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,

Улыбнулись, потянулись (тянутся,

Раз – росой умылись (умываются,

Два – изящно покружились (кружатся,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,

А четыре – полетели (машут руками,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

8,9 слайд. «А летом красота. Цветов видимо – невидимо, пчёлы мёд собирают, разноцветные бабочки порхают. Прибежали детки, согнули веточки, сорвали листочки, хотят залезть на деревце. Разозлилась берёзка. - Пойду я лучше в осень».

- Ох уж эта Березка. Расскажем о лете.

Игра «Вот какое лето»

Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)

Ели ветер (ветреная)

Ели дождь (дождливая)

Если пасмурно (пасмурная)

Если ясно (ясная)

Если туман (туманная)

Если тепло (теплая)

Если жарко (жаркая)

Если сыро (сырая)

Игра с мячом «Скажи со словом «летний»

Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы)

День - … (летний день)

Погода - … (летняя погода)

Утро - … (летнее утро)

Ночь - … (летняя ночь)

Солнце - … (летнее солнце)

Гроза - … (летняя гроза)

Дождь - … (летний дождь)

Цветы - … (летние цветы)

Одежда - … (летняя одежда)

Отпуск - … (летний отпуск)

Каникулы - … (летние каникулы)

Игра «Ласковое слово»

- Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер – ветерок

Ручей – ручеёк

Цветок – цветочек

Ветка – веточка

Лист – листочек

Луч – лучик

Облако – облачко

Сосулька – сосулечка

Птица - птичка

Заяц - зайчик

- Ребята, уже во всех временах года побывала березка? Что же случится дальше в сказке?

10,11 слайд. «Тут не выдержало солнышко, сказало: «Нельзя прыгать из одного времени года в другое. Всему в природе своё время. Каждое время года по - своему прекрасно. Нет плохого времени года, для природы каждое время - важно».

Заключительная часть

12 и 13 слайд Рефлексия

- Ребята, какие мудрые слова сказало Солнышко? Вы согласны? Давайте расскажем выученный стих:

Белизна, сугроб, снежинка –

Это зимняя картинка.

Солнце дарит нам тепло.

Ура! Весна! Все расцвело!

Бабочки, зелень, цветов полно –

Это лета полотно.

Лес, стал желтым очень –

В нем поселилась осень.

В каждом времени года своя красота.

Вы со мной согласны друзья?

- Поэтому, Березка не смогла выбрать в каком времени года ей остаться. В каждом времени года есть, что то, не приятное, но есть много хорошего, удивительного. Давайте мы сегодня устроим Березке сюрприз. Поможем ей оказаться во всех временах года сразу, думаю, ей понравится. Нарисуем вокруг нее все четыре времени года. Ребята, как вы думаете, это возможно? Вспомните коллаж, который мы собрали.

- Каждый художник немного волшебник, он может изобразить то, чего не бывает. Прежде, чем заняться творчеством, разомнем наши ручки.

Нейрогинастика.

Педагог раздает детям листочки бумаги с изображением дерева - березки, обращает внимание, что рисунок разделен на 4 части, каждая часть - это одно время года. В помощь, воспитатель, раздает каждому ребенку карту – схему (маленькая карточка черно - белого цвета, с композиционным изображением признаков времен года). Педагог предлагает ребятам подписать времена года в своих рисунках.

Самостоятельная деятельность детей, под музыкальное сопровождение. По необходимости педагог помогает воспитанникам: советует, подсказывает нужное художественное решение, направляет творчество, подбадривает. Если кто-то из детей устал или не успел закончить рисунок, педагог предлагает продолжить работу в любое другое удобное время.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие речи. Времена года. Формирование грамматического строя речи». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 января 2025 в 12:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие речи. Времена года. Формирование грамматического строя речи». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мошкола Марина (УИ 3519299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД