Кузнецова Инна Сергеевна
Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
-учить выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора Хохломы (завиток, капелька, травинка) и учить видеть красоту изделий;
-учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
-развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Завиток, Знакомство с хохломской росписью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
-развивать у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, гжельском;
-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев;
Ход занятия:
Проходите, ребята, вставайте полукругом.
У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем. А гости то у нас не одни сегодня. Прибыла к нам из дальних краёв Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться. Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна.
(дети рассматривают изделия дымки, городецкую роспись, гжель)
Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы?
Ребята, изделия каких народных промыслов вы увидели? (ответы детей)
Правильно, это городецкая роспись (выставить название, а это гжель (название, тут дымковские барышни (название… А это что за диво такое?
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
И называется эта красота – золотая хохлома.
О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают.
Проходите, присаживайтесь на свои места.
- Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.
-Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком…
стихотворение П. Синявского «Хохлома»
- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? ( четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно) .
Получение навыка рисования элементов.
-Давайте попробуем с вами нарисовать некоторые элементы хохломской росписи. (выставляется схема с элементами)
Дети рисуют на отдельных листочках под руководством воспитателя с показом приёма рисования.
Посмотрите внимательно на карточки, определите, где Хохломская роспись и принесите к нашей Жар -птице. (на доске под названием росписи нарисованная птица) (выполнение задания) Молодцы.
- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.
А поможет нам в этом Жар-птица.
- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
-Ну вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места.
.
Выполнение работы детьми. (Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия) .
– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники. - А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
- Выберите и покажите самую красивую работу. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта работа лучше других.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!