Крикун
Конспект занятия для подготовительной группы «Как кузнечик помогал слабым»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительного возраста с ТНР по развитию грамматического строя речи. Тема: "Насекомые".
«Как кузнечик помогал слабым».
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для подготовительной группы „Как кузнечик помогал слабым“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные :
1. Активизация и актуализация словаря по теме: «Насекомые и пауки»;
2. Совершенствование навыков звукового анализа слов;
3. Формирование экологического мышления.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие связной речи, мышления, памяти;
2. Развитие общей и мелкой моторики;
3. Развитие речевого слуха;
4. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предметные картинки к сказке «Как кузнечик помогал слабым» (одуванчик, кузнечик, жук, бабочка, стрекоза);
рабочие тетради по количеству детей;
контейнер с простыми карандашами и цветными для звукового анализа; разрезные картинки с изображением бабочек; магнитная азбука.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о насекомых. И в начале занятия я хочу предложить вам вспомнить, каких насекомых вы знаете. Давайте назовём первый звук в словах (стрекоза, кузнечик, оса, муха, пчела, муравей, шмель, жук, комар).
СЛАЙД № 1
Дети называют насекомого и звук в начале этого слова.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Можете сесть на стульчики.
Дети проходят за стол и садятся на стульчики.
II. Основная часть занятия :
1. Знакомство с гостьей.
Логопед показывает детям куклу и говорит:
Логопед: Дети, сегодня к нам в гости пришла девочка Женя. Поздоровайтесь с ней.
Дети: Здравствуй, Женя!
Логопед: Женя очень любит сказки и вот одну из них она хочет вам рассказать. Давайте ее послушаем.
2. Рассказывание логопедом сказки С. Ворониной «Как кузнечик помогал слабым».
Логопед: Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики (логопед выставляет на магнитную доску предметную картинку с изображением одуванчика, СЛАЙД №2).
3. Дыхательная гимнастика: «Ах, какой цветок!»
Логопед предлагает детям понюхать одуванчики. Сделать глубокий вдох носом и на выдохе сказать:
- «Ах!»
- «Ах, какой!»
- «Ах, какой цветок!»
Логопед: В выходные Женя вместе с мамой и папой поехала на дачу.
Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Пора вставать!» Как вы думаете, кто это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик СЛАЙД №3 (логопед выставляет предметную картинку с изображением кузнечика). Он вскочил со своей зелё ной постели и сразу стал заниматься зарядкой: приседать, прыгать, потом обтёрся росой.
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте и мы тоже сделаем зарядку. Разомнём наш язычок.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику на усмотрение логопеда.
Логопед: Кузнечик надел свой зелёный мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик. И только он оделся, как увидел страшную картину: совершается ужасное злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку СЛАЙД №4 (логопед выставляет предметные картинки с изображением жука и бабочки). Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога.
5. Упражнение «Заштрихуй жука» :
Логопед раздаёт детям рабочие тетради и ставит на стол контейнер с простыми карандашами.
Логопед: Давайте заштрихуем изображение злого жука, как будто проткнём его острыми сказочными стрелами.
Дети выполняют штриховку. Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами. Дети продолжают слушать сказку.
Логопед: Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу – свой боевой вертолёт – и полетел прямо на жука СЛАЙД №5 (логопед выставляет предметную картинка с изображением стрекозы). Давайте и мы вместе с кузнечиком ринемся в бой.
6. Физкультминутка «Стрекоза» :
Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась. (руки вверх, потянулись)
Раз – росой она умылась, (потерли ладонями щеки)
Два – изящно покружилась, (покружились на месте)
Три – нагнулась и присела (присели)
На четыре – полетела. (помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась, (легкий бег на месте)
Над водою закружилась (присели)
Логопед: Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай больше бабочек! И бабочки стали благодарить своего спасителя.
7. Упражнение «Собери бабочку» :
Логопед раздаёт детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены бабочки.
Логопед: Соберите картинку с изображением бабочки.
Дети собирают картинку и все вместе благодарят кузнечика, от лица бабочек, за помощь. Логопед убирает конверты с картинками.
Логопед: После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилег отдохнуть.
8. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Логопед: А пока наш кузнечик отдыхает, мы немного разомнём наши пальчики.
Спал цветок волшебным сном. (Кулачок крепко сжат)
Был закрытым. Но потом,
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)
9. Звуковой анализ слова:
Логопед: А теперь давайте подумаем, что такое ЖУК? Это слог, слово или предложение?
Дети: Это слово.
Логопед: А сколько слогов в этом слове?
Дети: Один.
Логопед: А теперь давайте подумаем, сколько звуков в слове ЖУК?
Дети: В этом слове три звука.
Логопед: Произнесите их по порядку.
Дети: [ж], [у], [к].
Логопед на магнитной доске выставляет это слово СЛАЙД №6.
Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?
Дети: В этом слове одна гласный звук.
Логопед: Назовите его. Кружочком какого цвета мы его отметим?
Дети: [у]. Мы его отметим красным кружочком.
Логопед: Сколько согласных в этом слове? Назовите их.
Дети: В этом слове два согласных звука: [ж], [к].
Логопед: Расскажите всё, что вы знаете об этих звуках.
Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый, он будет синего цвета. Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый, он будет тоже синего цвета.
Логопед: У жука есть усы?
Дети: Да.
Логопед: Составьте звуковую схему слова УСЫ самостоятельно.
Логопед ставит на стол контейнер с цветными карандашами для звукового анализа. Дети составляют схему и оценивают работу друг друга.
10. Беседа по сказке: «Как кузнечик помогал слабым».
Логопед: … Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как всё закончилось. И Женя пошла домой. Вот так закончилась сказка. Девочке пора домой, она говорит вам, досвидания. Попрощайтесь и вы с ней.
Дети: До свидания, Женя!
Логопед: Ну а мы давайте вспомним, каких насекомых девочка встретила в сказке?
Дети: Девочка встретила в сказке кузнечика, стрекозу, жука, бабочку.
Логопед: Что делали насекомые в сказке?
Дети: Кузнечик помогал слабым. На стрекозе кузнечик летал в бой. Жук заставлял бабочек крылышками чистить ему рога.
Логопед: Почему так делать нельзя?
Дети: Крылья бабочек от этого портятся, и они не могут летать, поэтому погибают.
Логопед: А что ещё нельзя делать с насекомыми?
Дети: Их нельзя убивать: топтать, ловить, засовывать в банку.
Логопед: Молодцы! Внимательно слушали сказку.
III. Окончание занятия :
Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли на занятии, и оценить работу.