Ксения Разумова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию.
Тема: Весна. Сезонные изменения в живой и неживой природе.
Возрастная группа : подготовительная логопедическая.
Тип занятия : закрепление и творческое применение ранее приобретенных знаний и умений.
Форма организации детей на занятии : фронтальная.
Подготовила :
Учитель – логопед
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
I квалификационной категории
РазумоваК. В.
Март, 2023
Цель: Расширять представления детей по лексической теме «Весна. Изменения в живой и не живой природе весной», закреплять знания по формированию лексико-грамматических средств языка и аналитика - синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края;
• Воспитывать желания сотрудничать с педагогом, внимание к обращенной речи;
• Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости исправлять или дополнить ответ;
• Воспитывать инициативность, чувства ответственности и уверенности в себе;
• Углублять интерес к занятиям по обучению грамоте.
Коррекционно-развивающие :
• Развивать самоорганизацию, активность в речи и поведении
• Развивать слуховое и зрительное восприятие;
• Развивать память, мышление, творческое воображение;
• Развивать общую и мелкую моторику;
• Развивать связную речь.
• Совершенствовать фонематическое восприятие;
Коррекционно-образовательные:
• Систематизировать и расширить знания детей о весне и изменениях в живой и не живой природе;
• Расширить и актуализировать словаря по лексической теме «Весна. Изменения в живой и не живой природе весной»;
• Закреплять навыки словообразования и словоизменения:
Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными; подбирать однокоренные слова;
Совершенствовать навыки словообразования путем образования действительных причастий,
• Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже
• Совершенствовать навыки аналитика – синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
Интеграция образовательных областей
• Речевое развитие,
• Познавательное развитие,
• Социально-коммуникативное развитие,
• Художественно-эстетическое развитие,
• Физическое развитие
Интеграция видов детской деятельности
• игровая,
• познавательно-исследовательская,
• двигательная,
• продуктивная,
• коммуникативная
Предварительная работа:
• Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в живой и не живой природе.
• Беседы с детьми об изменениях в природе весной.
• Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.
• Чтение художественной литературы.
• Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Планируемый результат:
Личностный: есть мотивации к обучению в школе; любит и бережно относится к природе; бережно относится к результатам своего творчества и творчества сверстников; откликается на эмоции педагога; эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом; желает сотрудничать с педагогом и другими детьми; оказывает взаимопомощь и взаимовыручку в случае необходимости; принимает активное участие в деятельности; есть чувство ответственности и уверенности в себе.
Коммуникативные: использует вербальные средства общения; умеет выражать свои чувства в словах; умеет самостоятельно действовать, а при затруднениях обращаться за помощью к взрослому или сверстнику; умеет передавать друг другу информацию по решению задачи в совместной деятельности; умеет «договариваться» в конфликтных ситуациях; умеет согласовывать усилий в поиске решения поставленной задачи
Познавательные: сформированы предпосылки УУД: развиты высшие психические функции (зрительное внимание, память, воображение); умеет делать выводы, умозаключения; устанавливает причинно-следственных связи; умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать; уточнены и систематизированы знания о весне и изменениях в живой и не живой природе весной; расширен словарь по данной теме; сформированы навыки словообразования и словоизменения (умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными, подбирать однокоренные слова, навыки словообразования путем образования действительных причастий); умеет согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; сформированы навыки аналитика – синтетической деятельности на уровне слова и предложения); умеет высказывать свои мысли.
Физические: развита тонкая и общая моторика, координация движений; есть навыки пространственной ориентации; умеет согласовывать движения с речью.
Средства и оборудование:
• технические (ноутбук);
• методические (наглядные пособия, картины, конверты с заданиями);
• организационные (столы, мольберты, мяч, луковица гиацинта, раскраски, цветные карандаши).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
ИКТ, здоровьесберегающие технологии (массаж лица, динамическая пауза, наглядные, игровые, словесные, практические методы и приёмы.
Содержание
Психологический настрой
Ритуал приветствия
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
(давайте подарим улыбки друг другу и нашим гостям)
Вводно-организационный
Присаживайтесь на стульчики
Мотивационно-побудительный
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в очень увлекательной игре, если мы правильно выполним все задания, на финише вас будет ждать сюрприз. Ну что согласны?
- Ну, тогда не будем ждать и приступим к выполнению первого задания.
Первый конверт.
- В первом конверте 5 картинок нужно составьте слово только из первых звуков каждой картинки.
- Послушайте, в каком порядке нужно поставить картинки.
Поставьте картинку на которой изображена ледяная девочка.
Слева от нее поставьте сказочное животное у которого есть копыта, хвост, грива и рог.
Справа от снегурочки поставьте сказочный персонаж в голубой шляпе
Трёхколёсный транспорт стоит перед единорогом.
Сочный фрукт будет последний
(На мольберте картинки велосипед, единорог, снегурочка, незнайка и арбуз, при необходимости)
- Молодцы правильно, все задания будут связанны с этим временем года.
Актуализация
Я очень люблю это время года, а вы? Почему?
- О том, как весна творит чудеса, мы расскажем и назовем, какая она?
• Если весной журчат ручьи, то она? …журчащая
• Если весной звенят сосульки, то она какая?. звенящая
• Если весной кричат грачи. То она какая? …кричащая
• Если весной поют птицы, то она какая? … поющая
• Если весной зеленеют листья, то она какая?. зеленеющая
• Если весной цветут растения, то она …цветущая
- Молодцы, первое задание выполнено, получите первую подсказку.
Расширение имеющихся представлений. Восприятие и усвоение нового.
Второй конверт.
- Посмотрите на эти картинки, какое время года здесь изображено? (Ранняя и поздняя весна)
- Правильно ребята, весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я вам предлагаю определить какие приметы весны мы можем увидеть ранней или поздней весной. ( Картинки: подснежник, мать и мачеха, кораблик, ветка с почками, скворец в скворечнике, птица ремонтирует гнездо, радуга, цветы, песочница, ветка с листьями, бабочка, птенцы в гнезде).
- Второе задание выполнено, получите вторую подсказку.
Третий конверт.
Следующее задание, вы сможете найти в шкафчике того ребёнка чьё отчество начинается со звука А
- Мяч поймайте, на вопросы быстро отвечайте.
Д/и «Отвечай быстро»
Какое время года было до весны?
Какое время года наступит после весны?
Какое время года было между осенью и весной?
Какое время года будет между весной и осенью?
Назови времена года по порядку, начиная с весны.
Назови весенние месяцы.
Какой весенний месяц второй по счёту?
Какой весенний месяц наступает после апреля?
Какой весенний месяц будет между мартом и апрелем?
- Третье задание выполнено, получите следующую подсказку.
Четвёртый конверт.
- Посмотрите на эти слова, буквы все перемешались, исправьте это. В этом вам
поможет подсказка, буквы должны стоять по росту от самой большой к самой маленькой. Если вы всё правильно расставите у вас получаться слова (трава, гнездо, лужа, март, дерево).
- Предлагаю вам составить предложение со словом дерево и гнездо. Добавьте слова – признаки и слова действия, можно добавить слова – предметы и предлоги.
- Давайте составим схему предложения.
- Молодцы задание выполнено вот и четвертая часть подсказки.
Пятый конверт.
- Отгадайте загадку. (Отгадывание загадки о скворце с опорой на картинки)
На дереве висит дворец,
Во дворце сидит певец,
А зовут его. (скворец).
Как назвать скворца ласково? – Скворушка.
Кто у скворца детеныш (и? – Скворчонок (скворчата).
Как называется их мама? – Скворчиха.
Какой домик строят люди для скворцов весной?
Назовите его. – Скворечник.
- Посмотрите, сколько скворечников построили дети, но здесь есть одинаковые скворечники, попробуйте найти их.
- Скажите, пожалуйста, из чего делают скворечники, значит это какой скворечник?
- А теперь давай их сосчитаем.
- Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра: Я, ты, мы, вы, они.
Я строю скворечник.
- Молодцы задание выполнено вот и пятая часть подсказки.
Динамическая пауза
Шестой конверт.
Физминутка
Посмотрите вот и следующее задание. Повторите движение на счёт 10. (картинки психогимнатики)
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
- Молодцы задание выполнено получите следующую часть подсказки.
Расширение имеющихся представлений. Восприятие и усвоение нового.
Седьмой конверт.
- Посмотрите в конверте поезд, с тремя вагонами, у каждого вагона свой номер давайте его соберем. А здесь есть пассажиры, которые спешат к нам. Кто это?
- Назовите их (утка, гусь, кукушка, цапля, ласточка, иволга).
- Чтобы разместить птиц по вагонам вам нужно будет разделить слова на слоги и поселить их в тот номер вагона, сколько слогов в этом слове.
- Молодцы задание выполнено получите седьмую часть подсказки.
Практическая работа
Восьмой конверт.
- Последнее задание «Разукрась двумя руками»
- Молодцы замечательные у вас получились цветы. Скажите, пожалуйста, как называются самые первые цветы весной. (первоцветы)
- Презентация нам поможет вспомнить, какие вы знаете первоцветы
- Ну а теперь вы можете собрать нашу зашифрованную картинку. Вы знаете, что это за цветок? Это гиацинт. Это тоже весенний цветок. Смотрите, что я для вас приготовила. Послушайте про него.
Презентация
- Произнесите название этого цветка.
Какой первый звук в этом слове?
Какой последний?
Назовите гласные звуки в этом слове.
На какой звук падает ударение?
Заключительный этап
- Наша игра подошла к концу. Как вам сюрприз?
- Посмотрите на этот цветок, какой он хрупкий и беззащитный. Он нуждается в вашей заботе. Вы готовы взять на себя такую ответственность?
- Что нового и интересного вы узнали сегодня? Как вы думаете то что вы узнали поможет вам в заботе о цветке?
- Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!