Шульгина Елена Геннадиевна
Конспект занятия для обучающихся 7 класса «Береги честь смолоду»
Цель: формирование морального понятия «честь».
Задачи:
-побуждение уважения к самому себе;
-развитие стремления к нравственному совершенствованию;
-воспитание нравственного самосознания и ответственности.
Оборудование: таблица о качествах человека чести, пословицы. стихотворение А. Потаповой «Честное слово не брал!», бумажные листочки к дереву, изображение дерева.
Ход занятия:
I.Вступительное слово. Сообщение цели занятия
Публикация «Конспект занятия для обучающихся 7 класса „Береги честь смолоду“» размещена в разделах
Воспитатель: - Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое сочинил Сережа, герой рассказа Аллы Потаповой «Честное слово не брал!»
Что может быть честнее
Слова чести!
Я большим поручиться не могу.
Я честь не меньше жизни берегу,
А коль погибну –
Только с честью вместе!
Воспитатель: -Сравните с высказыванием английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (Шекспир Уильям.)
- С чем сравнивают оба героя свою жизнь, и если это у них отнять, то их жизни придет конец? (Ответы детей)
Воспитатель:- Правильно, с честью.
Тема нашего занятия «Береги честь смолоду…» ,цель: выяснить, что такое честь? Узнать,почему она так важна для жизни человека.
II. Изучение нового материала.
1. Заполнение листочков «Дерева Чести»
Воспитатель : -Кого называют честным человеком? (Ответы детей)
-Почему необходимо беречь честь смолоду? (Ответы детей)
- Какие ассоциации вам приходят в голову со словом честь? (совесть, честность) Эти слова пишу на ветках дерева.
- Давайте попробуем своими словами дать определение, что такое честь. (Ответы детей)
2. Работа со словарем.
- А теперь давайте заглянем в словарь знаменитого толкователя русского языка Владимира Ивановича Даля.
«Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
3. «Мозговой штурм»
Вопросы:
-Согласны ли вы с этим определением?
-Как вы понимаете, что такое честь?
-Человек чести уважает в себе личность? А в других?
- Какие значимые слова вы услышали? Каких слов нет на нашем дереве? (Ответы детей) (дописываю слова)
4. Обсуждение пословиц.
5. Составление портрета «Человека чести».
Воспитатель:- Вспомните и назовите героев литературных произведений, которых можно назвать людьми чети, бесчестными? (Ответы детей)
Воспитатель:- Давайте составим словесный портрет «Человека чести». Какими качествами он должен обладать?
-Не предавать друзей, Родину.
-Умение сдержать свое слово.
-Не совершать безнравственных поступков.
-Прийти на помощь слабым.
6. Беседа о «Честном слове»
Воспитатель:- Самое главное качество – честность – это качество человека, достойного уважения.
-Какого человека называют честным? (Ответы детей)
Воспитатель:- Каждый человек хотя бы раз в своей жизни давал честное слово. А вы давали честное слово? Если да, то сдерживали вы его? (Ответы детей)
Воспитатель: - Как вы понимаете «Честное слово»? (Ответы детей)
III.Итог.
-Как вы поступите, если задета ваша честь или честь вашего товарища?
-Как надо беречь и укреплять свою честь и достоинство? (Ответы детей)
- А теперь, давайте выясним, почему необходимо беречь честь смолоду. Кто может объяснить смысл этой пословицы. (Ответы детей)
-Какие плоды мы соберем в будущем, если с детства будим беречь свою честь? (Ответы детей)