Мария Садовая
Конспект занятия для несовершеннолетних 8–12 лет «Грaттаж — нетрадиционная техника рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма занятия:
урок-эксперимент.
Цель:
создать условия для знакомства обучающихся с нетрадиционной художественно-графической техникой «грaттаж».
Задачи:
- воспитывать усидчивость, внимание, точность, аккуратность, воображение;
- раскрыть творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования;
- познакомить с инструментами и материалами для граттажа и навыками работы в данной технике;
- изучить технологию выполнения рисунка в технике «грaттаж».
Публикация «Конспект занятия для несовершеннолетних 8–12 лет „Грaттаж — нетрадиционная техника рисования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Материалы для занятия:
наглядное пособие, презентация, приспособления для опыта, свеча.
Оборудование и материалы практической части:
основа под граттаж, зубочистки, жесткая кисть или зубная щётка, шаблон вазы, кроссворд, изображения цветов, карточки с этапами выполнения работы.
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы будем с вами экспериментировать. У меня для вас есть красивая подарочная коробка. Интересно, что в ней? Вы можете предположить какие предметы, лежат в коробке? Почему? А хотите узнать, что в коробке? (ответы детей) Так давайте ее и откроем. (Ребята развязывают бант и открывают коробку) Каждый из вас, по очереди, достает по одному предмету из коробки, и рассказывает, как можно использовать данный предмет. (Дети достают поочередно из коробки следующие предметы: бутылка с молоком, тарелка, краски, ватные палочки, жидкое мыло).
Это все обычные предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Интересно, что будет, если их использовать все одновременно. (дети проходят к столу для проведения опыта)
Опыт. Наливаем молоко в тарелки. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком (детская исследовательская деятельность). Что вы увидели? Как можно рисовать без кисти и красок, воды и бумаги? (Ответы детей)
Оказывается можно рисовать не только красками и кистью на бумаге. Вокруг нас так много всего интересно. Пойдемте со мной, нас ждет еще много необычного и волшебного. (Дети с воспитателем перемещаются к демонстрационной доске, на которой представлен черный рисунок)
Посмотрите на рисунок. Что с ними не так? Хмуро и грустно от такой картины. Как же нам поступить? Как сделать его нарядным и красочным? Вернуть радостное настроение? (Предположения детей) Давайте с вами возьмем кисточки и попробуем исправить ситуацию. Проведите ворсом кисти по бумаге. Что изменилось? (Ничего не изменилось). Ворс кисточки, какой? (мягкий, пушистый). Какая ручка у кисти (деревянная, твердая). Мы снова будем рисовать без красок и кисти. Проведите по бумаге обратной стороной кисти. Что у вас получилось? (остается след, появилось что-то разноцветное).
Мы с вами не рисовали, а царапали поверхность бумаги, как кошки коготками. Это техника рисования называется красивым французским словом граттаж. Перевод слова «Граттаж» - это царапанье, эту технику ещё называют "граффито". Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. А чем же острым можно процарапывать? (Ответы детей) Это может быть: заострённая палочка, зубочистка.
Сегодня мы с вами выполним рисунок в технике «Граттаж», но что же мы будем рисовать. В этом нам поможет кроссворд, который мы с вами сейчас разгадаем. Слово которое у нас получится по средине и будет темой для рисования. (Дети по очереди выходят к кроссворду и вписывают слова)
Кроссворд
1. Есть такая песня.
… твой любимый цветок,
Воздушный поцелуй
станет самым горьким. (Незабудка)
2. На зеленой хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи. (Ромашка)
4. На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается. (Сирень)
5. Даже дома он опасный,
Весь в иголках острых … (Кактус)
Ребята что же у нас получилось? Правильно! Букет! Сегодня мы будем с вами рисовать букет цветов в вазе. Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов. Мы с вами заранее приготовили основу, на которой будем рисовать наши цветы. Давайте вспомним, как же мы это делали. (раскрашивали бумагу хаотичными цветными пятнами, покрывали воском, закрашивали чёрной краской). Молодцы! Ребята приглашаю вас занять свои рабочие места. (дети проходят к столам и присаживаются)
Практическая часть:
Итак, вы уже подготовили основы для своих работ, вспомнили, как это делали. А теперь вам предстоит самостоятельно выполнить свой букет цветов. Давайте вспомним, какие же цветы любит ваша мама или бабушка. (ответы детей) Для выполнения работ перед вами стоят в стаканчике зубочистки и палочки, которыми вы будите процарапывать свои букеты. Так же в помощь вам на столах лежат различные шаблоны ваз – вы можете ими пользоваться. Итак, вы можете приступать к работе. (фоном играет музыка, педагог следит за процессом работы, корректирует)
Пальчиковая гимнастика - Свеча
Свеча для нас хороший друг,-
Тепло и свет дает вокруг, (Растирание между ладошками свечи.)
А также можем мы сказать,
Свеча умеет рисовать. (Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой.)
Из воска состоит она -
Не зря в рисунок нам звана. (Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук.)
Воск след умеет оставлять, (Волнообразное рисование свечи в воздухе.)
А краски будут проявлять. (Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость.)
Подходим к завершению работы. Вы все молодцы! Посмотрите, какие получились очень яркие и разнообразные работы. Каждый из вас смог проявить при выполнении работы воображение и фантазию. Обратите внимание как каждый из вас по – разному видит и чувствует. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Давайте разместим наши букеты на общую выставку и приберем свое рабочее место.
Подведение итогов:
Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Понравилось ли вам работать в технике граттаж? Давайте вспомним, что такое граттаж? Какими инструментами можно работать в этой технике? А как вы думаете, можно ли экспериментировать и что-то новое придумывать в технике граттаж? Вы все молодцы! Все справились с заданием! И у меня для вас есть небольшой подарочек. (детям вручаются кисточки) Спасибо за работу. До свидания!