Ирина Ильтер
Конспект занятия для детей старшей группы по краеведению «Дорога жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы по краеведению
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Всеволожский центр образования»
(дошкольное отделение 2)
Конспект занятия по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста группы №6 «Радуга» компенсирующей направленности
с использованием развивающей среды ДОУ на тему «Дорога жизни»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по краеведению „Дорога жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Составила и провела:
Ильтер Ирина Ивановна
воспитатель высшей кв. категории
27 января 2023г.
Цель: формировать личностное отношение детей к событиям Блокады Ленинграда, героизму людей.
Задачи:
Образовательные: развивать представление об организации жизни взрослых и детей во время войны; расширять знания детей о города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду; учить видеть состояние города, способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени; расширять представления о специальных машинах и их значении в жизни человека.
Развивающие: обучать пересказу текста из ранее прочитанного текста, а так же наиболее запоминающихся моментов; активизировать умения детей подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); знакомить детей с приёмами конструирования из лего – конструктора; создание условий для формирования исследовательских умений у детей; учить анализировать свою деятельность; учить создавать модели транспорта по схеме.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине и уважение к своей истории; воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ; воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Коррекционные: развивать монологическую и совершенствовать диалогическую речь, зрительное восприятие, логическое мышление; развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику рук; формировать мыслительные процессы.
Предварительная работа: просмотр познавательного видео и просмотр презентаций о ВОВ; чтение художественной литературы по лексической теме «Блокада Ленинграда; работа с родителями (изготовление макетов).
Образовательная область: познавательное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда: макеты, подборка литературы, картинки и игры по теме неделе, демонстрационный материал.
Используемые технологии: ИКТ-технологии.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент, игровой, наглядный, словесный, рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети заходят в группу и смотрят видео презентацию «Прорыв блокады Ленинграда»
В: Ребята, о чём это видео и какие события происходили в то время, когла нас ещё с вами не было?
Д: ответы детей.
В: правильно война. Вы что- то знаете о той войне?
Д: ответы детей.
В: ведь мы многого с вами не знаем. Вы бы хотели узнать больше?
Д: ответы детей.
В: куда обычно ходят люди, когда хотят что-нибуль или о ком –нибудь узнать что- то интересное?
Д: ответы детей.
Педагог предлагает детей спуститься на второй этаж к музею ВОВ.
В: как называется наш город?
Д: ответы детей.
В: город Всеволожск. Наш город значимая точка на карте нашей страны.
Педагог обращает внимание детей на карту и показывает где находиться город Всеволожск.
В: через наш город проходит «Дорога жизни» - дорога памятников. Вдоль всей трассы стоят обелиски с обозначением каждого километра и надписью «Дорога жизни». Ребята, что расположено вдоль дороги (магниты с памятниками).
Д: ответы детей.
В: вам знакомы эти памятники?
Д: ответы детей.
Педагог обращает внимание детей на стенд с макетами памятников, расположенных на дороге жизни.
В: эти макеты несут в себе историю былых лет. Именно эти макеты помогли нашей стране выжить.
Педагог обращает внимание детей на стол. На столе стоит коробка в которой лежат атрибуты, указывающие на тот или иной макет. Дети достают первую подсказку (цветок, красный галстук одетый на куклу, берёза).
В: какой макет зашифрован в этой подсказке?
Д: ответы детей.
В: правильно. На третьем километре дороги – берёзовая роща, деревья в которой повязаны красными платками в память о погибших ленинградских детях. Здесь же расположены монумент «Цветок жизни» и аллея Дружбы, посещённые воинским и трудовым подвигам ленинградских пионеров-героев.
Этот монумент выполнен в память о детях, погибших в годы страшной блокады Ленинграда. В его строительстве, наряду с взрослыми, принимали участие и ленинградские дети. На лепестках «Цветка жизни» изображено лицо улыбающегося мальчика и высечена строчка: «Пусть всегда будет солнце». На расположенной рядом плите надпись, которая гласит: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. У этого мемориального комплекса расположен финиш, на котором завершается ежегодно международный зимний легкоатлетический марафон. Памятник «Цветок жизни», посвященный детям. Название памятника гласит, что там, где была смерть, несмотря ни на что, победила юность. Цветок сквозь камни пробивается к свету и устремляется ввысь.
Педагог предлагает детям достать следующую подсказку. Конверт (мешок) в котором скрипичный ключ.
В: как вы думаете о каком макете сейчас пойдёт речь?
Д: ответы детей.
В: правильно это музыка.
Педагог включает детям отрывок песни «Катюша». И делает акцент на макете «Катюша»
Близ деревни Корнево, на 17 км Дороги жизни в небо подняты пять стальных балок, это память о зенитной батарее, или памятник "Катюше". Он символизирует знаменитую военную реактивную установку. Посвящен он зенитной батарее, прикрывавшей во время блокады аэродром в Углово и всю спасительную дорогу от нападений вражеской авиации.
Педагог предлагает детям достать следующую подсказку, надломанное кольцо.
В: как вы думаете о каком макете сейчас пойдет речь?
Д: ответы детей.
В: на 40 км дороги, виден монумент "Разорванное кольцо". Памятник стоит на том месте, где в годы блокады машины въезжали на лед Ладоги. Две арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними – Дорогу жизни, а белые шары имитируют прожекторы.
В: ребята, Вы узнали, что-то новое для себя. За это я Вам даю первую подсказку, слово «Мы».
Педагог предлагает детям достать последнюю подсказку, картинка с ребусом (ноги идут, дом с тремя этажами, цифра 3, картинка радуга, картинка музея хлеба).
Дети вместе с педагогом возвращаются в группу к музею хлеба.
В: но прежде чем вы отправитесь дальше, напомните мне пожалуйста про какие памятники мы с вами сегодня говорили? Где они находиться? Какую ценность несет история нашего города?
Д: ответы детей.
Дети заходят в группу, садятся за круглый стол, стоящий посередине группы.
Воспитатель сообщает, что в группу пришла посылка.
В: ребята, посмотрите сегодня к нам в группу пришла посылка. Как вы думаете, что может быть в этой посылке? (ответы детей)
В: давайте поднимем, тяжелая? (дает поднять мальчику)
В: что же в ней может быть! может быть она чем-то пахнет?
Чем это пахнет таким знакомым? (дети нюхают и сообщают, что пахнет хлебом)
Воспитатель открывает коробку, в которой лежит свежий хлеб, записка и сверток, в котором книга.
В: В записке написано:
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В: Ребята, о чем это говориться в записке?
Дети: в записке говорится о хлебе.
В: Ребята, что вы можете сказать о хлебе, какой он может быть?
Дети: ответы детей
В: Ребята, а может хлеб быть блокадным? (да)
Что значит блокадный хлеб?
Д: ответы детей.
Воспитатель слушает детей и подводит итог :
В: Блокадный хлеб – это хлеб, испечённый по специально разработанному рецепту и выдаваемый по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда. Когда закончилась мука ее стали делать из коры берёзовых веток, из сосны, из семян дикорастущих трав. А в самые тяжёлые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов.)
В: Ребята, в нашей группе организован музей, посвященный главному продукту каждого стола-хлебу. Давайте подойдем к нему поближе.
Дети выстраиваются перед музеем.
В нашем музее представлена хлебная карточка. (Воспитатель демонстрирует хлебную карточку)
В: В июле 1941 года появление карточек не вызвало паники: иногда хлеб по норме не выкупался полностью. А вот уже через полтора месяца после на-чала блокады., т. е 20 ноября 1941 года была установлена норма 125 гр. (Воспитатель показывает детям норму выдачи хлеба).
Каждый распоряжался хлебом по-своему. Кто-то съедал хлеб сразу весь, а кто-то делил его части и съедал на завтрак, в обед и на ужин.
В: Ребята, мы совсем забыли про сверток, который был в нашей посылке. Давайте пройдем и откроем его.
Дети садятся за круглый стол, воспитатель раскрывает сверток и достает книгу «Хлеб той зимы».
В: Ребята Вам знакома эта книга?
Д: ответы детей.
В: как же она называется?
Д: ответы детей.
В: А что значит «той» зимы, это значит какой?
Д: ответы детей.
В: Сколько дней была блокада?
Д: ответы детей.
В: А в каком городе была блокада?
Д: ответы детей.
В: Давайте посмотрим на обложку нашей книги. Главный вопрос, на который отвечает обложка: о чём книга?
Д: ответы детей.
Что изображено на обложке?
Д: ответы детей.
Почему именно ее поместили на обложку?
Д: ответы детей.
В: Давайте посмотрим на ее одежду.
Холодно только на улице?
Д: ответы детей.
В: Почему в домах холодно?
Д: ответы детей.
В: Какое выражение лица у Лены?
Д: ответы детей.
В: Почему?
В: Что у нее в руках?
Д: ответы детей.
Как она его несет?
Д: ответы детей.
В: Где изображена Лена?
Д: ответы детей.
Какие цвета художник использовал для обложки книги? (голубой, серый, белый)
В: Это теплые цвета или холодные?
Д: ответы детей.
В: Когда мы смотрим на обложку книги, мы сразу настраиваемся на настроение повести.
Воспитатель зачитывает первые строки повести:
В: «…Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?» (стр. 10 глава «До свидания»)
Так начинается повесть «Хлеб той зимы». Мирная спокойная жизнь, с планами на будущее…
«А через некоторое время нам довелось узнать, что такое бомбежка». (стр 19 глава «Бомбежка»)
(Ночью начинается бомбежка, семья Лены просыпается от грохота, папа выглядывает из-за черных штор и видит зарево. Это горели Бадаевские склады, где хранятся все запасы города). Наступает блокада. Ленинград окружён.
В: ребята с чем ассоциируется у вас слово блокада? Что для Вас значит это слово. (голод, холод, бомбежки, гибель людей, болезни, страх)
В: Блокада - это страшная страница в нашей истории.
В: предлагаю каждому вспомнить самый запоминающийся момент из прочитанной книги.
В: не смотря на все тяготы люди продолжали жить, продолжали верить и надеется на лучшее, что когда-то война закончится! И в такое страшное время осталось место для доброты и взаимопомощи.
В: В нашей посылке есть еще кое что для вас ребята. Все картинки в книге черно – белые, предлагаю Вам в свободное время придать им красок и еще раз вспомнить прочитанное произведение.
Воспитатель отдает детям ч/б картинки из книги для раскрашивания.
В: Ребята, вы узнали, что- то новое, интересное?
Д: ответы детей.
В: даю вам вторую подсказку. Педагог даёт детям второй магнитик со словом «За».
Воспитатель обращает внимание детей на третью подсказку. Дети проговаривают, что изображено на картинке (сад, третий этаж, спальня) и проходят в спальню.
Детей встречает педагог и предлагает детям занять места (стулья стоят полукругом около доски).
В: Ребята, во время ВОВ было тяжело во всех уголках нашей огромной страны, но в Ленинграде было особенно тяжело. В городе не было электричества, тепла, воды, запасы продуктов заканчивались. Немцы бомбили город ночами по самым жизненно важным местам города Взрослые и дети умирали от холода и голода. Единственной дорогой, через которую люди могли поставлять медикаменты, раненых и продукты питания была дорога жизни, которая шла через Ладожское озеро. Зимы были очень суровые и холодные.
Педагог предлагает детям просмотреть фрагмент видео «Ладожское озеро».
Просмотр видео
В: Фашисты находились очень близко к городу. Единственное место, которое оставалось не захваченным врагами – небольшая полоска воды на Ладожском озере. Именно по этой полоске в город было решено проложить дорогу, которая свяжет освобождённый город с остальной страной. Эту дорогу стали называть «Дорогой жизни».
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала «Дорога жизни».
В: С помощью чего перевозили грузы и раненых в разное время года?
Дети: ответы детей.
В: Летом – водный, а зимой – ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. С конца весны и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по «Дороге жизни» шли баржи. В ноябре на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой дороге «Дороге жизни» пошли грузовики полуторки. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и не редко были случаи, когда грузовики тонули. Много машин проваливались под лёд или были подбиты фашистами. Но продолжали доставлять в блокадный Ленинград пропитание и эвакуировать детей, женщин, больных.
С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно—автомобильная дорога №101, как называли эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, «Дорога жизни» жила сама и дарила жизнь великому городу.
Все мужчины были отправлены на фронт, поэтому в городе оставались старики, женщины и дети. Женщины и дети понимали, что именно они должны продолжать жить, веря в то, что скоро все прекратиться. Женщины и дети трудились день ночь на заводах у станков. Лети в возрасте от 10 лет изготавливали детали для той самой полуторки, которая спасала жизнь людей.
В: Ребята вы можете себе представать, что вы бы делали детали для настоящего автомобиля?
Д: ответы детей.
В: Вам бы хотелось помощь своей стране, чтоб все вокруг жили и радовались новому дню?
Д: ответы детей.
В: я предлагаю окунуться в то время и в память о тех, благодаря которым мы сейчас живём в мирное время, воспроизвести макет полуторки с помощью лего.
В: предлагаю занять свои рабочие места (без стульев). Давайте назовём основные части автомобиля.
Д: ответы детей.
В: Обратите внимание, перед вами лежат схемы. Предлагаю рассмотреть их внимательно и приступить к выполнению работы.
Все вместе: Зимой машины мчались вереницей
И лёд на Ладоге трещал,
Возили хлеб для Северной столицы
И Ленинград нас радостно встречал!
Практическая часть (работа по схемам, словесная инструкция). Готовые работы выставляем на стол.
Педагог дает детям третье слово. Дети выкладывают предложение, состоящее из трех слов и читают его «Мы за мир».
Рефлексия
1. Ребята, какие эмоции у вас были, во время моего рассказа про блокадный Ленинград?
2. Какими были дети и женщины, оказавшиеся в такое нелегкое время одни.
3. Как вы считаете, зачем нам знать историю нашей страны?
4. Если бы вы в наше время встретили такого человека, который жил в то самое нелегкое время, что бы вы ему сказали или спросили?