Ирина Пронина
Конспект занятия для детей старшей группы «История лампы. Электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представления об осветительных приборах.
Задачи:
- уточнить и расширить представления об осветительных приборах; познакомить с принципом их работы на доступном дошкольникам уровне.
- развивать внимание, память, умение рассуждать; закреплять навыки составления описательных рассказов, активизировать в речи названия приспособлений для освещения помещений и обобщающее слово «светильники».
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „История лампы, Электроприборы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- воспитывать ответственное отношение к выполнению правил безопасности при использовании электроприборов и огня.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Светильники: раньше и сейчас», аудиозапись «Солнечные зайчики», муз. В. Мурадели; лампа накаливания, имитация костра, свеча в подсвечнике, керосиновая лампа, электрический фонарик.
Раздаточный материл: изображения разных осветительных приборов и приспособлений для освещения.
Ход занятия
(Предлагаю детям заглянуть в тёмное подсобное помещение, а затем поделиться впечатлениями.)
Воспитатель: Ребята, почему здесь темно?
Дети: Нет света. Не включили свет.
Воспитатель: Зачем нам свет? Почему он нужен в темноте?
Дети: Без света в темноте ничего не видно.
Воспитатель: Как человек освещает помещение, когда в нём не хватает солнечного света?
Дети: Он включает лампы, люстру.
Воспитатель: Когда мы нажимаем на кнопку выключателя, то открываем путь для электрического тока. (Демонстрирую лампу накаливания, показываю и называю её части, затем объясняю, почему лампа светится. Предлагаю дошкольникам описать эту лампу. Дети составляют описательные рассказы.)
Воспитатель: Раньше люди ничего не знали об электричестве. Чем же освещались их жилища? (Демонстрирую слайд «Пещера первобытных людей с очагом». Предлагаю дошкольникам рассмотреть его, сесть вокруг имитации костра и выполнить коммуникативное упражнение «Костёр».)
Как огонь появился в пещере? (Дети высказывают свои предположения, затем сообщаю им версию о том, что человек принёс зажжённую молнией горящую ветку и стал поддерживать огонь, добавляя в него новые ветки.)
Воспитатель: Позже люди научились разжигать огонь. Посмотрите, как они это делали. (Демонстрирую фрагмент видеозаписи, на которой охотник разводит огонь с помощью трения сухой деревянной палки и дощечки.) Попробуйте сильно потереть ладошки друг о друга. Какими они стали?
Дети: Горячими.
Воспитатель: Вот и палочка от трения нагревается так сильно, что загорается. (Демонстрирую слайд «Лучина в избушке».) Чем освещается эта комната? (Дети высказывают предположения, затем знакомлю их с лучиной.)
Воспитатель: Удобно пользоваться таким светильником?
Дети: От лучины мало света. Лучина быстро сгорает. Ей можно обжечься.
Воспитатель: Как вы думаете, удобнее лучина или свеча? (Демонстрирую детям горящую свечу и подвожу их к выводу о том, что свеча безопаснее лучины. Предлагаю всем дружно задуть свечу.)
Воспитатель: Как называет этот светильник? Где он может использоваться? (Демонстрирую слайд «Горящие факелы» и рассказываю, что такие светильники делали из палки и пропитанной маслом ткани. Дети отмечают, что видели факелы в кино и у фокусника в цирке. Подвожу дошкольников к выводу о том, что факел можно использовать только в больших помещениях или на улице, потому что от него много дыма и копоти.)
Воспитатель: Как вы думаете, огонь – это хорошо или плохо? Давайте поиграем. (Провожу с детьми речевую игру «Хорошо – плохо». Они высказывают аргументы в пользу утверждения «огонь – это хорошо». Затем объясняют, почему верно утверждение «огонь – это плохо», указывая опасности, которые несёт огонь.)
Воспитатель: Чтобы сделать огонь безопаснее, человек придумал керосиновую лампу. (Демонстрирую слайд «Горящая керосиновая лампа».) Чем она отличается от свечи?
Дети: Огонь горит внутри стеклянного колпака.
Воспитатель г: В чём сходство керосиновой лампы и свечи?
Дети: И свеча, и керосиновая лампа горят. Они светят.
Воспитатель: Ещё у них есть фитиль. У свечи медленно горит сухой фитиль, он спрятан в воск или в парафин. В лампе сгорает керосин, которым пропитан длинный фитиль. (Демонстрирую и поясняю устройство керосиновой лампы.) Посмотрите, по стенам скачут солнечные зайчики. (Фонариком создаю блики на стенах.) Хотите поиграть с ними? (Провожу с детьми под музыку двигательную разминку «Солнечные зайчики».)
Воспитатель: Ребята, как называется устройство, которое помогло появиться солнечным зайчикам?
Дети: Фонарик.
Воспитатель: Кто из вас пользовался фонариком? (Дети рассказывают, где и как они использовали фонарик.) Посмотрите, фонарик работает от батареек. Как вы думаете, что лучше: огонь или батарейки? (Дети указывают на безопасность батареек.)
Воспитатель: Этот светильник нам с вами знаком. (Демонстрирую слайд «Электрическая настольная лампа», предлагаю назвать и описать её, пояснить назначение. Дети составляют описательные рассказы.)
Воспитатель: Давайте расскажем о правилах безопасного обращения с огнём и электричеством. (Демонстрирую слайды, на каждом из которых изображена пара картинок, например: вытаскивают вилку из розетки за провод и за вилку, придерживая розетку; разводят костёр в лесу и на специально оборудованной площадке с защитным ограждением. Дошкольники по очереди рассказывают о правильном обращении с огнём и электроприборами. После того, как они выбирают на слайде и называют соответствующую картинку, а затем обосновывают своё мнение, вторая картинка исчезает с экрана.)
Ребята, при соблюдении этих правил и огонь, и электричество приносят людям пользу. Вы уверенно назвали все правила, знаете их, поэтому доверяю вам эту волшебную коробку. Хотите узнать, что в ней? Открывайте. (Дети открывают коробку с картинками. Предлагаю им взять по одной картинке и назвать изображённый на ней осветительный прибор. Дошкольники выполняют задание.)
Воспитатель: Как можно назвать всё это одним словом?
Дети: Это светильники, потому что они дают свет. (Предлагаю детям перейти в центр художественного творчества и изобразить то, что больше всего понравилось назанятии)