Тимошина Марина Викторовна
Конспект занятия для детей старшей группы «Деньги. Идем за покупками»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель
Познакомить детей с изображением и назначением денег, дать понятие о семейном бюджете (доходы и расходы семьи, о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзя купить за деньги.
Задачи
• Образовательные:
Углубить знания о деньгах, видах товаров, местах продажи, денежных отношениях в системе покупатель – продавец.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Деньги, Идем за покупками“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать знакомить с поступлением денег в семью и тратами семьи, т. е., с бюджетом семьи; дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги; познакомить с понятием «меценат».
Учить отвечать полными предложениями.
• Развивающие:
Развивать представления о социальных отношениях в обществе.
Развивать эмоциональное отношение детей к нравственным качествам личности, к своим действиям в ходе занятия и к поступкам своих товарищей и персонажей.
• Воспитательные:
Воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.
Раздаточный материал
Карточки с изображением монет, карандаши, воздушные шарики – сердечки, игрушечные деньги.
Ход Нод
1. Вводная часть. Деньги
Рассмотреть деньги :
- Как называются металлические деньги? (монеты)
- Как называются бумажные деньги? (купюры)
- Как называются русские монеты и купюры? (копейки и рубли)
-Рассмотрите иностранные деньги, изображения древнегреческих денег из Херсонесского музея.
Дидактическое упражнение «Заштриховать цифру на монете».
(вертикальными линиями)
-Монеты появились раньше чем бумажные купюры. Монеты отливали из металла в специальных формах. Место, где изготавливали монеты называется монетный двор
Рассмотрите картинку – Херсонесский монетный двор.
- А вы знаете как люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Были заменители – то, чем люди расплачивались за покупки.
В древние времена расплачивались тем, что представляло в данной местности большую ценность:
- солью,
- мехами,
- шкурами,
- каменными и металлическими изделиями.
- Монеты или купюры закопал Буратино на Поле Чудес в Стране Дураков (иллюстрации)
Зачем Буратино это сделал?
Можно ли таким способом разбогатеть?
Физминутка
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).
- Как же появилось слово «деньги»?
Слово «деньги» произошло от тюркского «теньге» - была такая мелкая серебряная монета в странах Древнего Востока. Сейчас «тенге» - денежная единица Казахстана. Вы уже знаете, что денежная единица России – рубль, Украины – гривна, Беларуси – белорусский рубль, Молдовы – лей.
- Для того, чтобы семья могла жить, совершать покупки, оплачивать расходы – нужны деньги.
- Откуда взрослые берут деньги?
- взрослые… работают и получают зарплату,
- пожилые люди… получают пенсию,
- студенты… которые хорошо учатся, получают стипендию,
- многодетные семьи… получают пособие
- всё это составляет доходы семьи.
- Как семья расходует свои средства?
- Деньги тратят на покупку продуктов.
- Деньги тратят на покупку одежды и обуви.
- Деньги тратят на покупку игрушек и книг.
- Деньги тратят на оплату жилья.
- Деньги тратят на поездки в транспорте.
- Деньги откладывают на отдых и на большие покупки.
Дидактическое упражнение «Что покупают часто? Что покупают редко?»(с мячом).
- За любые покупки – и дорогие, и дешевые – надо платить деньги.
Дидактическая игра «Закончи предложение» - пословицы и поговорки о деньгах
1. Без копейки… рубля нет.
2. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума… не будет и рубля.
3. Деньги могут много, а правда… – всё.
4. Деньги счетом… крепки.
5. Не горюй о деньгах : не они нас наживают… а мы их.
2. Идем за покупками
Дидактическая игра «Идем за покупками» - демонстрационные картинки.
- Что продают в этом магазине? Как называется такой магазин? (книжный, хлебный, обувной, мебельный и т. д.)
- Мы сходили за покупками в разные магазины. Но мы еще не зашли в этот магазин, он не обычный – это «Волшебный магазин» (с разноцветными воздушными шариками в форме сердечек). И в нем необычные товары – они не продаются, а обмениваются на добрые мысли и дела.
В народе говорят:
- Не всё можно продать
И не всё можно купить.
Можно купить туфли, а дружбу не купишь.
Игрушки можно купить, а можно сделать своими руками.
Гимнастика для глаз:
Посмотреть на шарик вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по часовой стрелке и против, закрыть глаза на 10 секунд.
- Давайте же зайдем в «Волшебный магазин», не забывайте о правилах вежливости, выбирая шарики-сердечки.
Продавец – воспитатель.
1. Ребенок – покупатель :
– Здравствуйте. Продайте мне, пожалуйста, это сердечко.
Продавец:
- Это сердечко ДОБРОТЫ. Чтобы его приобрести, надо ответить: что значит - быть добрым?
Ребенок:
- Я думаю, это значит – никого не обижать, помогать, делиться игрушками, конфетами, книжками.
(Ребенок получает выбранный шарик).
Аналогично дети получают выбранные шарики, объяснив предложенные понятия.
2. Сердечко «МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА»
3. Сердечко ОПРЯТНОСТИ И АККУРАТНОСТИ.
4. Сердечко ВЕЖЛИВОСТИ.
5. Сердечко ЗАБОТЛИВОСТИ.
6. Сердечко ЧЕСТНОСТИ.
7. Сердечко ТРУДОЛЮБИЯ.
8. Сердечко ДРУЖБЫ.
9. Сердечко «СКОРО В ШКОЛУ».
10. Сердечко «ДЕТСКИЙ САД».
11. Сердечко «НАША ГРУППА».
12. – Дети, у нас осталось последнее сердечко, это самое большое, общее сердце, оно называется «СЕРДЦЕ БЛАГОДАРНОСТИ».
Не забывайте говорить «спасибо» за полученную помощь или подарок, за выполненную просьбу, за заботу и поддержку, за комплимент.
В седую старину, когда хотели отблагодарить человека за доброе дело, говорили: «Спаси Вас Бог!»
«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово нельзя никогда. Давайте скажем друг другу и нашим гостям: «Спасибо».
4. Подведение итогов
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
-Что мы узнали нового о деньгах?
-Как люди совершали покупки в то время, когда денег не было?
-Какие бывают магазины?
-Что можно, а что нельзя купить за деньги.
-: А теперь поднимите смайлик, обозначающих ваше настроение: веселое, скучное, грустное