Иванова Светлана Анатольевна
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы «Путешествие в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект занятия
по развитию эмоционально - личностной сферы дошкольников
Тема: «Путешествие в сказочный лес»
Цель: формирование социально – коммуникативных умений и навыков, включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый-грустный).
2. Закреплять умения дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.
3. Развивать понимание желательности и нежелательности того или иного поведения.
4. Развивать навыки общения, эмпатии, открыто выражать свои чувства.
5. Совершенствовать навыки межличностной коммуникации.
6. Снятие психо-мышечного напряжения, телесных зажимов.
Словарная работа: объяснение значения слова «ягать» и обогащение словаря детей новым словом «ягать», активизация словаря «веселый– грустный».
Оборудование и материалы: телевизор, видеозапись «Иванушка во дворце пионеров», аудиозапись с музыкальным сопровождением (к путешествию в сказку, к возвращению из сказки, запись частушек Бабок-Ёжек из мультфильма, образец силуэта Бабы-Яги по количеству детей, фломастеры, метла, угощение.
Методы и приемы: сказкотерапия («вход в сказку», «возвращение из сказки», приветствие, проблемная ситуация, игры, упражнения, мини-тренинги, придумывание историй со сказочным персонажем, объяснение, рассказы детей, вопросы к детям, ответы детей на вопросы, продуктивная деятельность (рисование эмоций, анималотерапевтические техники, артерапевтические упражнения на выражение эмоционального состояния детей, «сюрпризный момент», рефлексия.
Ход занятия:
Вводная часть
Здравствуйте, дети! Я рада видеть столько приветливых и радостных лиц в этом зале!
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Эмоциональная разминка.
Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем: «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется
- Сейчас, я предлагаю вам выразить свое настроение при помощи смайликов. Дети выбирают смайлик, который соответствует его настроению. Здорово! (педагог-психолог подводит итог, какое настроение преобладает). И мы можем поделиться своим хорошим настроением и подарить свою улыбку друг другу.
-Вы любите путешествовать по сказкам?
-Да.
- А как мы можем очутиться в сказке?
-Ответы детей (отправиться в сказку на ковре – самолете, при помощи волшебных слов, волшебного конфити, волшебной палочки)
-Я предлагаю вам отправиться в сказку при помощи волшебства.
Основная часть
Вход в сказку.
Звучит музыка.
-Необходимо закрыть глаза и повторяйте волшебные слова, выполняя волшебные действия: «Покружились, покружились – вот и в сказке очутились».
-Вот так волшебство! Мы оказались в сказочном лесу. Смотрите, нас уже встречает житель этого леса. Кто этот сказочный герой?
На экране появляется Баба- Яга.
Проблемная ситуация: Баба – Яга говорит на видео: «Кажется, русским духом пахнет. Принюхивается. Так ведь это же ребята! В гости в сказку пожаловали! Я смешаю все ваши сказочки. Ха –ха-ха».
- Дети, а какие сказки вы знаете, где встречается Баба –Яга?
-Ответы детей (Гуси – Лебеди, Василиса Прекрасная, Царевна Лягушка, Василиса Премудрая, Баба – Яга, Кащей Бессмертный, Две сестры.)
- А вы знаете, почему ее так зовут? Название «Баба-Яга» произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться.
— Какие поступки чаще всего совершает Баба-Яга? (Злые, недобрые, вредные, плохие.)
Дети, вспомните мультфильм «Ивашка из дворца пионеров».
Просмотр отрывка из мультфильма (Баба-Яга в свой день рождения украла мальчика Ваню — хотела его съесть. Мальчик был очень умный и своей находчивостью уморил Бабу-Ягу так, что она сама заставила гусей отправить его домой).
Вопросы для обсуждения:
— Вам понравилась Баба-Яга? Почему?
— Что хотела сделать Баба-Яга с мальчиком?
— Почему Баба-Яга отпустила Ивашку?
(Ивашка был очень умным, и Баба-Яга устала с ним бороться.)
Тренинг эмоций (Дети становятся в круг.)
—Попробуем изобразить с помощью мимики, жестов и звуков злую Бабу-Ягу: она кричит: «У—у—у!», топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает.
— Вам нравится такая Баба-Яга?
- Нет.
-Дети, во всех сказках Баба – Яга злая, сердитая и свершает плохие поступки?
-Нет.
-Вспомните сказки, где Баба- Яга помогает героям?
-«Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
На экране появляется грустная Баба – Яга.
Баба – Яга: «Ребята, мне самой не нравится быть злой. Но я не знаю, что мне делать! Со мной в лесу никто не хочет дружить! Ребята, я хочу стать доброй, но не знаю, как это сделать. Вы мне поможете стать доброй?»
-Да.
—Ну, что, расскажем Бабе – Яге, как хорошо быть добрым?
Рассказы детей.
Психолог знакомит детей с народной мудростью: «Добро век не забудется».
— Как вы это понимаете?
Ответы детей.
На экране появляется улыбающаяся Баба-Яга.
-Дети, посмотрите, что происходит с Бабой – Ягой? (улыбается).
Тренинг эмоций
-Дети, предлагаю вам изобразить с помощью мимики и пантомимики веселую Бабу-Ягу.
— Красивая Баба-Яга? Почему?
-Дети, как можно ласково назвать Бабу – Ягу?
-(Бабулечка-Ягулечка.)
Если дети затрудняются, то взрослый, может спросить:
— Как ласково, нежно вы называете своих бабушек?
— Какая Баба-Яга вам больше нравится? Почему?
— Если бы Баба-Яга была доброй, какие бы поступки она совершила?
Дети придумывают истории.
Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги»
-Дети, угадайте какое настроение у Бабы – Яги.
На экране по очереди появляются картинки с настроением Бабы – Яги.
Сердитое Веселое Задумчивое
— Какое настроение Бабы-Яги вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Рисование Бабы-Яги.
- Я предлагаю вам изобразить настроение Бабы-Яги на бумаге.
Детям предлагается силуэт Бабы-Яги. Дети рисуют её настроение.
В конце рисования взрослый выясняет у детей, почему они изобразили ту или иную Бабу-Ягу. (По ответам детей можно судить об их отношении к злобности, враждебности и доброте.)
Звучит видео-запись с частушками Бабок-Ёжек из мультфильма «Летучий корабль»
(Дети могут подпевать и пританцовывать.)
Растяни меха, гармошка!
Эх играй — наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой — не разговаривай.
Я была навеселе
И мечтала на метле.
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
Самый вредный из людей —
Это сказочник-злодей.
Вот уж врун искусный.
Жаль, что он невкусный!
Растяни меха, гармошка!
Эх, играй — наяривай!
Пой частушки, Бабка-Ёжка,
Пой — не разговаривай!
Баба – Яга на экране: «Самое любимое мое занятие – катание на метле. Эх, я вас сейчас прокачу!»
Катание на метле под песню: «Бабка Ежка»
Баба – Яга: «Как весело с вами ребята. Спасибо большое вам, что вы научили меня радоваться. Теперь я стану доброй и буду помогать всем в сказочном лесу. А за вашу доброту, ребята, я награжу вас».
На экране Баба – Яга вручает подарок. И такой же подарок появляется у детей.
-Дети, нам пора отправляться в детский сад.
Заключительная часть
Возвращение из сказочного леса
Дети закрывают глаза и произносят слова: «Покружились, покружились – вот в саду мы очутились».
Рефлексия:
-Кого мы встретили в сказочном лесу?
-Если вам понравилось наше путешествие выберите улыбающийся смайлик, а если вам было сложно – выберите грустный смайлик.
-Что вам запомнилось или понравилось в нашем путешествии в сказку?
-А что было для вас самым сложным в путешествии?
- Спасибо вам большое. Мне очень понравилось с вами путешествовать! До новых встреч!