Наталья Григорьева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Чтение стихотворения Л. М. Квитко «Бабушкины руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи и ознакомлению с литературным произведением.
Чтение стихотворения Л. М. Квитко
"Бабушкины руки"
Выполнила Григорьева Н. С.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Чтение стихотворения Л, М, Квитко „Бабушкины руки“» размещена в разделах
- День пожилых людей. Стихи для бабушек и дедушек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Котовск 2021
Тема:Чтение стихотворения М. Квитко "Бабушкины руки"
Цель: Содействовать развитию понимания литературной речи.
Задачи:
Развитие культуры личности.
-формировать ценностное отношение к членам своей семьи;
Развитие способностей детей.
-Способствовать развитию умения детей слушать литературное произведение (стихотворение, эмоционально реагировать на него.
-Содействовать расширению представления ребенка о близком и далеком реальных событий взрослых и детей.
-Учить детей следить за развитием действия в произведениях, отвечать на вопросы по содержанию произведения, обсуждать его.
Формирование детского коллектива.
-Способствовать развитию умений заниматься общим делом, в т. ч. восприятием художественной литературы.
-Помогать осуществлять взаимодействия детей на уровне партнерских взаимоотношений.
Интеграция: речевое развитие, художественно эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Предварительная работа: просмотр теневого театра сказка «Лисичка со скалочкой», раскрашивание рисунков с изображением бабушки и т. д.
Словарные слова: любо, латают, вяжут, метят, корыто, проворные,
Материалы и оборудование: Эллюстрация с изображением бабушки (видны руки,портрет поэта Л. М. Квитко,картинка с изображением корыто, кукольная одежда,тазик, мыло, вода, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, бумага, магнитофон, стенд.
Содержание.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки,
Это наша ….? (бабушка)
(воспитатель выслушивает ответы)
Воспитатель: Дети я знаю у каждого из вас, есть бабушка. А ваша бабушка печёт вам пироги? Что ещё она для вас делает? (выслушивает ответы детей) Вот, видите, сколь много дел умеют делать добрые бабушкины руки. Поэт Лев Моисеевич Квитко (показывает портрет поэта) написал про умелые бабушкины руки удивительное стихотворение, давайте послушаем:
(воспитатель читает стихотворение)
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
Воспитатель:
Что делают бабушкины руки? Как об этом говорит поэт в стихотворении?
(выслушивает детей, уточняет, расширяет и обобщает их ответы)
-Правильно, дети, поэт рассказывает, что руки умеют вязать, латать, чинить, ремонтировать одежду. Я думаю, и ваши бабушки залатают, зашьют любую вещь, если вы её порвёте, свяжут шарфик или -варежки, а может быть и кофточку.
Дети, рассказывая о бабушкиных руках, поэт написал:
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Как вы думаете, про какие пенки вспоминает поэт?
-Правильно, Катя, это пенки с варенья, которое во все времена бабушки варят для своих внучат. И пирожки пекут с разными начинками. Поэт Лев Моисеевич Квитко в стихотворении вспоминает любимое бабушкино угощение, бутерброд с толстым слоем пенки от варенья и пирожок густо посыпанный маком.
-Дети, а какое угощение готовят для вас руки ваших бабушек? (выслушивает ответы детей)
-Вот, оказывается, во все времена бабушки многое умеют делать своими руками.
-Дети, когда я прочитала в стихотворении вот эти строки, послушайте, Проворные — смотрите,
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой
-Мне они показались не очень понятными. Поможете разобраться? Вы знаете, что такое корыто? Как вы думаете, что значит «руки пляшут» в корыте? Давайте, вместе подумаем, порассуждаем.
(воспитатель выслушивает ответы детей, направляя их предположения, рассуждения в нужное русло)
Воспитатель:
(в случае если дети не ответят на вопросы)
-Дети, корыта у нас нет, только вот на картинке (показывает). Я вспомнила, это такая емкость, в которой раньше, когда не было стиральных машин, стирали руками бельё. Это очень тяжёлый труд. Но бабушкины руки справлялись. Давайте проверим, можно сказать, что руки при стирке пляшут? Воспользуемся вместо корыта тазиком и постираем кукольную одежду.
(помощник воспитателя приносит тазики, воду, мыло, одежду с кукол, все вместе наливают воду и стирают одежду)
-Дети, посмотрите, как движутся при стирке руки, похоже на пляску? Самые быстрые движения у нашей Венеры Размиковны (помощник воспитателя, действительно проворные. Вот и автор стихотворения, наблюдая, как бабушкины руки оттирают грязь, прополаскивают, отжимают при стирке вещи, сравнил их с пляской.
-А вот эти слова, послушайте:
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Что рассказывает поэт о бабушкиных руках в этих строках?
(выслушивает ответы детей, уточняет и расширяет их)
-Да, дети, вечером укладывая внука спать, бабушка рассказывала ему руками сказку, показывая на стене фигурки, как в теневом театре. Помните, мы смотрели спектакль теневого театра «Лисичка со скалочкой».
-Давайте, поиграем в игру «Расскажу стихи руками». Я буду читать стихотворение, и все вместе мы будем руками делать движения, рассказывающие о бабушкиных делах.
(воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения по тексту стихотворения)
-Дети, как вы считаете, почему автор в конце стихотворения назвал бабушкины руки самыми умными и самыми добрыми?
-Эти слова мы с вами можем сказать и про руки наших бабушек. Они тоже многое умеют, много трудятся, заботятся о нас. В семье все должны заботиться друг о друге. Расскажите, как вы заботитесь о своей бабушке. Что вы для неё делаете? Я, приходя к своей бабушке, всегда помогаю по дому, помыть посуду, полы, убрать на место вещи и др., чтобы руки её отдохнули. Я очень люблю мою бабушку.
(дети рассказывают о том, как они заботятся о бабушке)
Воспитатель: Дети, давайте, сделаем приятное нашим бабушкам, нарисуем их портрет и обязательно их умные и добрые руки на портрете. У нас есть краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага. (показывает в направлении уголка изобразительной деятельности) Выбирайте, чем будете рисовать (Воспитатель помогает детям сделать выбор художественных материалов, места для работы, включает музыку, подборку детских песен "О бабушке", помогает воплотить замысел)
-Дети, готовые рисунки размещаем на стенд. Придут вечером за вами бабушки, увидят выставку портретов и в очередной раз увидят, как вы их любите.