Гришулина Оксана Евгеньевна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Нарядная одежда для Танюши и Ванюши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Нарядная одежда для Ванюши и Танюши"
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с элементами русского народного костюма (мужского и женского, со способами украшения элементов одежды.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Нарядная одежда для Танюши и Ванюши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Расширять знания детей о русской народной культуре. 3. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму.
4. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.
5. Формировать у детей умение пользоваться иголкой и ниткой.
6. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
7. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Развивающая предметно-пространственная среда темы: занятие проходит в групповом помещении; русские народные костюмы (женский и мужской); мольберт, магниты, картинки с изображением русского народного костюма, картинки с изображением символов для украшения элементов одежды, куклы Ванюша и Танюша в русских народных костюмах, кукольная одежда (рубаха и брюки для мальчика, сарафан для девочки, пайетки для украшения, нитки, иголки, ножницы, пряжа красного цвета.
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети входят в группу и садятся на стулья.
Сюрпризный момент: в группу входит воспитатель, одетый в русский национальный костюм.
Воспитатель:
-Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Здравствуйте, люди добрые! Красны девицы и добрые молодцы!
Воспитатель:
-С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья.
-Ребята, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы?
Ответы детей.
Воспитатель:
-На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель:
-Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали.
-На мне русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм.
Воспитатель показывает женский костюм.
-Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Воспитатель показывает мужской народный костюм.
-Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.
Ответы детей
Воспитатель:
-Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.
-Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Физкультминутка:
Встал наш Ваня на носок. (Ставят ногу на носок.)
А потом на пятку. (Ставят эту же ногу на пятку.)
Стал он русскую плясать. (Руки на пояс, носок, пяточка, три притопа.)
А потом вприсядку. (Руки на пояс, приседания.)
На горе стоит телега –
Слезы капают с дуги. (Правой рукой собирают воображаемые слезы и кладут их в левую руку.)
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги. (Надевают воображаемые сапоги.)
По деревне я шла (шагают на месте)
И Ванюшу видела (колечками пальцы прикладывают к глазам).
Под плетнем сидел и плакал –
Курица обидела. (Трут глаза кулачками.).
-Ребята, посмотрите, а кто это к нам в гости пожаловал?
Воспитатель достает кукол Ванюшу и Танюшу, заранее поставленных в условленном месте группы.
Ванюша и Танюша:
-Ребята, наши друзья – красны девицы и добры молодцы - позвали нас на праздник. Но у нас нет подходящей одежды. Помогите нам, пожалуйста, украсить одежду.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем Ванюше и Танюше.
Дети подгруппами усаживаются за столы и принимаются за работу: с помощью воспитателя пришивают и приклеивают пайетки к элементам одежды, плетут кушак из красной пряжи.
После того, как работа закончена, дети одевают Ванюшу и Танюшу.
Ванюша и Танюша благодарят детей за помощь.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель:
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Кто приходил к нам на занятие?
-Что вам больше всего понравилось делать?
Ответы детей.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу на занятии.