Капустина Татьяна Андреевна
Конспект занятия по приобщению к народной культуре «Русская кухня» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Русская кухня»
Слайд 1
Цель: познакомить с некоторыми блюдами русской кухни.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с русской народной культурой;
• Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины;
Публикация «Конспект занятия по приобщению к народной культуре „Русская кухня“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• Познакомить детей с пословицами и поговорками о том, что ели на Руси;
• Активизировать словарь детей : каравай, хлебушко, расстегай, сочни, курник, кулебяка, рыбник;
Материал: иллюстрации русских блюд (расстегай, курник, кулебяка, рыбник, каравай, блины и др., блюда русской кухни (муляжи).
Ход занятия:
Декорации: русская печка, на ней стоит котелок; стол накрыт скатертью.
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам расскажу и покажу чем хозяйка кормила семью и гостей. На нашем столе появятся некоторые русские угощения. Ребята, на чем готовили в русской избе? Слайд 2
Ответы детей :
Воспитатель: -Правильно, в русской печке. Слайд 3
И первое, что мы приготовим – это каша. Слайд 4
Каша - любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей.
Воспитатель: А вы какую кашу любите?
Ответы детей :
Воспитатель «ставит варить кашу на печь»; садится за стол и рассказывает сказку «Каша из топора» с использованием настольного театра.
Без каши обед не обед. (Воспитатель ставит кашу на стол)
Дидактическая игра «Назови кашу» :
Каша из риса-рисовая каша; Слайд 5
Каша из гречи-гречневая каша; Слайд 6
Каша из пшена-пшенная каша; Слайд 7
Каша из перловки-перловая каша; Слайд 8
Каша из манки-манная каша; Слайд 9
Каша из овса-овсяная каша. Слайд 10
Воспитатель:-Самым главным продуктом, почитаемым на Руси был хлеб. Слайд 11.
Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб-всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками, его нельзя было выбрасывать.
Воспитатель: -Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Ответы детей :
Воспитатель: -Правильно-каравай. Слайд 12
Воспитатель «достает из печи каравай», показывает детям.
-Вот от хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай всем подношу
И на стол его кладу.
Воспитатель: -Ребята, отгадайте загадку:
Сдобный, пышный, ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок) Слайд 13
Воспитатель : Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие пироги пекут, с какой начинкой?
Начинок у пирогов много с капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. И называются они по-разному: расстегаи, кулебяки, рябники, курники. В каких русских сказках часто упоминаются пироги или изделия из теста?
Ответы детей :
«Колобок», «Гуси лебеди», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Царевна-лягушка» «Морозко», и другие.)
Воспитатель показывает иллюстрации пирогов.
-Кулебяка-продолговатый пирог с рыбой, мясом, капустой, кашей. Слайд14
-Курник-пирог с курицей. Слайд 15
-Рыбник-пирог с рыбой. Слайд 16
-Пока наши пироги еще не испеклись, мы с вами поиграем в русскую народную игру «Дедушка-Рожок».
Проводится русская народная игра «Дедушка-Рожок» : играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок!» и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.
-Вот и наши пироги готовы!
Воспитатель «достает из печки пироги», показывает детям. И ставит на стол.
Воспитатель: -Еще осталось приготовить нам одно русское блюдо.
Отгадайте загадку:
Я-символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек-мой брат родной. (Блин) Слайд 17
Воспитатель:Верно, блины на Руси любили. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекут блины?
Дети: На Масленицу.
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Блинам песни посвящали и игры. В одну из них предлагаю поиграть.
(Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч, проговаривая слова. На ком мяч остановится тот выходит в круг. Когда соберётся 3-4 ребёнка. Включается музыка и все танцуют. Дети оставшиеся в круге хлопают)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем блин передавать.
Кто блин возьмёт
Танцевать пойдёт.
-Ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами-всего и не перечислишь.
-Давайте и мы с вами дружно испечем блины.
Проводиться игра «Печем блины» :
Дружно мы печем блины,
Очень вкусные они.
Положи блинок в ладошку,
Угости мурлыку-кошку,
Угости щенка Трезора,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью
Указательным пальцем правой руки рисуем круг на левой ладони
Загибаем мизинец
Загибаем безымянный палец
Загибаем средний палец
Загибаем указательный палец
Загибаем большой палец
Воспитатель ставит на стол «блины».
-Много угощений на нашем столе: каравай, каша, пироги, блины.
Эти русские блюда готовили не только в старину, но они любимы и сейчас.
-Я вас хочу угостить вкусным сладким пирогом.
-У нас есть угощенье
Всем на удивленье,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
Чаепитие с пирогом.
Слайд 18