Юлия Клюшникова
Конспект занятия для детей с ОВ «Занимательные шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать интерес к шахматам; развивать внимание, логическое мышление, память, сообразительность; укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Методы и приемы: беседа, дискуссия, групповая работа, обсуждение.
Применяемые технологии: игровые, информационно - коммуникативные, личностно – ориентированные.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте выполним пальчиковую гимнастику, повторяя движения и слова за мной и узнаем тему нашего сегодняшнего занятия.
Публикация «Конспект занятия для детей с ОВ „Занимательные шахматы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Ребята вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? (Да)
Вы любите играть? (Да)
Но для начала давайте познакомимся с историей возникновения праздника «День шахмат».
II. Основная часть.
История возникновения дня шахмат.
Педагог: Сегодня я расскажу вам легенду, как появились шахматы.
Это было давно, 2000 лет назад. Жил-был богатый индийский властелин по имени БАГРАМ. Он очень любил воевать со своими соседями – на юге, востоке, севере и западе. Тем самым довёл Индию до разорения. Мудрецы ломали голову, как остановить войну. Был мудрец у раджи Баграма и придумал он игрушечную войну – ШАХМАТЫ. У каждого играющего есть своя армия: могучие слоны, конница, советники, король, солдаты. И побеждает тот, кто хитрее. Мудрец рассказал об этой игре. Баграму очень понравились шахматы. С тех пор в Индии прекратились войны. Велел Баграм, подданным научиться этой игре и теперь вёл бои на шахматной доске. Захотел он отблагодарить мудреца и спросил его, какую бы он хотел получить награду.
Мудрец велел положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зёрнышко, на вторую – 2 зёрнышка, на третью – 4 зёрнышка, а на каждую последующую клетку – в 2 раза зерна больше.
«Вот так ты ценишь мою щедрость – обиделся Баграм. Хорошо, я тебе дам столько зёрен, сколько ты просишь. Когда слуги посчитали, оказалось, что зерна нужно столько много, больше, чем песчинок в пустыне.
Педагог: Вот такая легенда. С тех пор играют и взрослые и дети. Вам понравилась легенда?
Ребята, а теперь проверим как внимательно вы слушали меня. Я буду задавать вам вопросы по прочитанной легенде, а вы можете отвечать все вместе.
1. В какой стране появились шахматы?
2. Сколько лет игре?
3. Сколько армий на шахматной доске?
4. Где происходило сражение в игре?
Молодцы! Я вижу вы очень внимательно слушали.
Педагог: Давайте немного поиграем?
Игра «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали.
Кто ж в середине - …
Самые главные в войске своем.
Педагог: Сейчас предлагаю пройти вам блиц – вопрос.
"Блиц - вопрос"
1. Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
2. Без какой фигуры не бывает игры? (король)
3. Где возникли шахматы? (Индия)
4. Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
5. Что такое шах?
6. Что такое мат?
7. Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
8. Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Педагог: Вы отлично справились с заданием.
Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле –доске. Вся в квадратах-белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Педагог: Кто умеет играть в шахматы, поднимите руки. Тогда отгадайте загадки.
«Загадки»
1. Стою на самом краю,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)
2. Не живет в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (Слон)
Педагог: А теперь пришло время шашечного турнира.
«Шахматно – шашечный турнир».
(Разделить детей парами. Объяснить условия турнира).
III. Заключительная часть.
Подведение итогов. Награждение участников.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Пришло время прощаться! До свидания! До новых встреч!