Марина Ивлева
Конспект занятия «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание (с опорой на наглядный материал).
Обучающие задачи :
-Закрепить название дней недели, их последовательность, навык ориентировки в тетради по клеточкам.
-Продолжать знакомить детей со структурой задачи (выделять условие и вопрос).
-Учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы по содержанию задачи.
-Учить детей сознательно выбирать действие сложения или вычитания.
Публикация «Конспект занятия „Обучение решению задач с опорой на наглядный материал“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивающие задачи :
Развивать речь детей.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи :
Вызвать интерес к НОД по математическому развитию.
Методические приё мы:
Игровой.
Наглядный - мультимедийная презентация, учебная доска использование иллюстраций.
Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение.
Практический - решение математических упражнений с использованием дидактического материала.
Оборудование: Магнитная доска.
Демонстрационные материалы : картинки с изображением медведя, обезьяны, воздушных шариков, бананов, фокусника; карточки с изображением цифр и знаков (=, -, +); лабиринт.
Раздаточные материалы : на каждого ребёнка – числа из математического набора от 1 до 9 и знаки плюс, минус, равно; карточки с изображением лабиринта.
Средства ТСО: мультимедийный проектор.
Видеоматериалы : Видеофрагмент циркового представления с участием дрессированных животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Вот так!»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
2. Разминка «Живая неделя» (Дети сидят на ковре).
(На столе лежат карточки с числами от 1 до 7. Воспитатель приглашает 7 детей, которым предлагает взять любое из чисел).
Воспитатель: Мальчики и девочки, посмотрите на свои числа и на числа ребят. Встаньте в порядке возрастания чисел (Дети выстраиваются в ряд).
Воспитатель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в дни недели. Раз, два, три… неделя, оживи!
Воспитатель: Дни недели, назовите себя по очереди.
Дети: Я понедельник, я вторник, я среда, я четверг, я пятница, я суббота, я воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели располагается между понедельником и средой?
Ребё нок: Я, вторник.
Воспитатель: Первый рабочий день недели, отзовись.
Ребё нок: Я, понедельник.
Воспитатель: Какой день недели располагается между субботой и понедельником?
Ребё нок: Я, воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели следует за вторником?
Ребё нок: Я, среда.
Воспитатель: Какой день недели располагается между четвергом и субботой? Ребё нок: Я, пятница.
Воспитатель: Выходные дни, отзовитесь!
Дети: Я суббота. Я, воскресенье.
Воспитатель: Какой день недели располагается между средой и пятницей?
Ребё нок: Я, четверг.
Воспитатель: А сегодня какой день недели?
Ребё нок: Сегодня четверг.
Воспитатель: Назовите, какой идёт месяц, число?
Дети: 6 февраля.
3. «Найди место в зрительном зале».
Воспитатель: Ребята, как же я могла забыть? Сегодня, в пятницу, 12 января, мы должны с вами пойти! А вот куда – догадайтесь сами:
Что за странный круглый дом?
Крыша куполом на нём.
Ежедневно в этом доме
Происходят чудеса.
Много музыки и света
Уж поверь, увидишь сам.
Дети: Мы должны идти в цирк.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: В стихотворении описано круглое здание с куполом. Оно похоже на шатёр. В цирке всегда можно увидеть удивительные представления.
Воспитатель: Отправляемся в цирк на проспекте Вернадского! (Слайд с изображением цирка).
Но просто так нас туда не пустят. Чего нам не хватает?
Дети: Нам нужны билеты.
Воспитатель: Верно, но билеты эти необычные. Мальчики, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу больше вашего (дети рассаживаются за столы, на которых лежат соответствующие числа). Девочки, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу меньше вашего.
Воспитатель: Ребята, вы заняли свои места. Представление скоро начнётся!
Напомните, как называется сцена в цирке.
Дети: Сцена в цирке – это «арена».
Воспитатель: Тише! Артисты вышли на арену!
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в цирке? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).
4. Решение задач.
Воспитатель: Ребята, цирковым артистам понадобилась ваша помощь. Помогите решить первую задачу дрессированным медведям. (Воспитатель прикрепляет к доске изображение мишки).
Вчера дрессировщик принёс медведям воздушные шарики. Посчитаем хором, сколько их было.
Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть. (Прикрепляю изображение шариков к доске).
Воспитатель: Положите это число себе на стол.
Запись на доске и у детей на столах : 6
Воспитатель: А сегодня зрители подарили ещё 1 воздушный шарик. (Прикрепляю его на доску немного в стороне от 6-ти).
Воспитатель: После этого шариков стало больше или меньше?
Дети: Шариков стало больше.
Воспитатель: На сколько стало больше шариков?
Дети: Стало больше на 1 шарик.
Воспитатель: Какой знак мы должны поставить после первого числа?
Дети: Мы должны поставить знак плюс.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он показывает, что мы выполняем действие сложение, увеличиваем первое число.
Воспитатель: Положите плюс на стол.
Запись на доске и у детей на столах : 6 +
Воспитатель: На сколько увеличилось количество шариков? На сколько шариков стало больше?
Дети: Шариков стало больше на 1.
Положите это число на стол. Теперь положите знак равенства.
Запись на доске и у детей на столах : 6 + 1 =
Воспитатель: Что показывает первое число?
Дети: Сколько шариков принёс дрессировщик вчера.
Воспитатель: Что показывает второе число?
Дети: Сколько шариков подарили зрители сегодня.
Воспитатель: Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про шарики? Дети: Сколько шариков стало.
Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:
Запись на доске и у детей на столах : 6 + 1 = 7
Дети: К 6 прибавить 1. Получится 7 шариков.
5. Физкультминутка «Мы весёлые мартышки».
Мы веселые мартышки,
мы играем громко слишком.
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.
Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.
Как скажу я слово три –
Все с мордашками замри!
(Воспитатель прикрепляет к доске изображение обезьянки).
Воспитатель: Вторая задача – задача от обезьянки. На завтрак обезьянам принесли бананы. Посчитаем хором, сколько их.
Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть. (Прикрепляю изображение бананов к доске).
Воспитатель: Положите это число себе на стол.
Запись на доске и у детей на столах : 6
Воспитатель: Один банан обезьяна съела сразу.
(Отодвигаю один банан на доске немного в сторону от остальных).
Воспитатель: После этого бананов стало больше или меньше?
Дети: Бананов стало меньше.
Воспитатель: На сколько стало меньше бананов?
Дети: Бананов стало меньше на 1.
Воспитатель: Какое знак мы должны поставить после первого числа?
Дети: Мы должны поставить знак минус.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он показывает, что мы выполняем действие вычитание, уменьшаем первое число.
Воспитатель: Положите минус на стол.
Запись на доске и у детей на столах : 6 -
Воспитатель: На сколько уменьшилось количество бананов?
Дети: Количество бананов уменьшилось на один.
Воспитатель: Положите второе число на стол. Теперь положите знак равенства.
Запись на доске и у детей на столах : 6 – 1 =
Воспитатель: Что показывает первое число?
Дети: Сколько бананов принесли на завтрак.
Воспитатель: Что показывает второе число?
Дети: Сколько бананов съели обезьяны сразу.
Воспитатель: Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про бананы?
Дети: Сколько бананов после этого стало.
Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:
Дети: Из 6 вычесть 1. Получится 5 бананов.
Воспитатель: Правильно, стало 5 бананов.
5. «Лабиринт».
Воспитатель: Ребята, необычную задачку напоследок предлагает нам решить фокусник (Изображение фокусника на доске).
Он поместил своего кролика в лабиринт (На доске лабиринт).
Воспитатель: Ребята, те, кто справился с заданием раньше остальных, поднимите руку. Сколько морковок съел кролик?
Дети: 3 морковки.
6. Графический диктант «Верблюд»
7. Рефлексия.
-Какое задание мы выполняли с дрессированным медведем?
-Кому помогали считать бананы? Какое действие выполняли?
- Какое задание приготовил вам фокусник?
- Кого мы с вами нарисовали?