Мария Соловьева
«Моя малая Родина — Невский район города Санкт-Петербурга». Конспект занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Моя малая Родина - Невский район города Санкт-Петербурга»
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Образовательные технологии: проблемно-игровые, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Цель: Актуализировать представления детей о Невском районе, его истории и достопримечательностях, способствовать воспитанию уважительного отношениях к людям, бережному отношению к окружающему.
Задачи:
Обучающие
• способствовать формированию представлений о Невском районе, улицах и основных достопримечательностях района;
• дать представление о значении Невского района в жизни города.
Развивающие/коррекционные
• способствовать развитию связной речи, умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение;
• способствовать обогащению активного словаря детей (район, названия предприятий, мостов, парков, улиц района);
• совершенствовать навык связной речи детей: умение грамматически правильно и логично строить свои высказывания, полно и точно отвечать на вопросы, воспитывать навыки культуры общения;
• способствовать развитию восприятия, внимания, развитию мелкой моторики.
Воспитательные
• вызвать познавательный интерес к занятию, эмоциональный отклик на красоту родного района, формировать у детей интерес к изучению района;
• создавать условия, для развития активности и любознательности, самостоятельности.
Способы организации: полукругом, свободная, сменная.
Оборудование и материал: ноутбук, проектор, экран, Презентация «Невский район» /Приложение № 1/, карта Санкт-Петербурга; Игра «Узнай по контуру»; Игра «Чудесный мешочек»; раскраски с достопримечательностями района, цветные карандаши, альбом «Мой любимый район».
Ход:
Водная часть (организационный момент)
Упражнение «Улыбка»
У меня сегодня очень хорошее настроение. И я хотела бы передать его вам.
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
Дети стоят в кругу с воспитателем
Дети встают в круг
Берутся за руки
Улыбаются друг другу
Вводная часть (мотивационный момент)
-Ребята, а вы любите путешествовать?
-Что значит – «путешествовать?» (предполагаемые ответы детей:
узнавать что-то новое, интересное, открывать, удивляться).
-Ребята мы сегодня отправимся в путешествие по району в котором мы живем, в котором расположен наш детский сад.
- Как называется наш район? (Невский)
- Вы слышите кто-то кричит, кто это? (предполагаемые ответы детей)
- К нам прилетела Невская чайка.
- Она приглашает нас в увлекательное путешествие.
- Посмотрите она летит над рекой, что это за река? (предполагаемые ответы детей)
- Нева - главная река Санкт-Петербурга.
- Давайте мы тоже с вами вместе с ней полетим, полюбуемся красотой города, посмотрите на левый берег, на правый берег, это все - Невский район. (дети имитируют полет птицы –руки в стороны).
Основная часть (проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)
- Посмотрите на карту, город Санкт-Петербург очень большой. В нём много домов, улиц, рек и каналов. Для того чтобы легче ориентироваться в городе, его разделили на части – районы. В Санкт-Петербурге 18 районов.
- Это план Невского района. Как мог целый район уместиться на листе бумаги? (предположения детей).
- Просто все дома и улицы на нём уменьшены так, как они выглядят с большой высоты. Мы смотрим на них, как будто находимся высоко над землёй и смотрим сверху.
- А какими кажутся предметы с большой высоты? (ответы детей).
- Скажите пожалуйста на каких улицах вы живете? (ответы детей).
-Как вы думаете, сколько лет нашему району? (Предположения детей).
- Годом рождения Невского района можно считать
1724-й год: именно тогда царь Петр I решил строить Шлиссельбургский тракт, большую железнодорожную магистраль, которая связала молодую столицу российской империи Санкт-Петербург с Архангельском. Вдоль дорог всегда кипела жизнь, да и император, желавший как можно быстрее заселить Петербург, старался, чтобы берега Невы не пустовали.
-Вдоль дороги быстро росли поселения, здесь же располагалась сторожевая застава, благодаря чему изначально эта территория называлась Невской заставой.
К концу 19 века это была рабочая окраина города, с 1917 года – рабочий район. Его границы остались с тех пор неизменными, а вот названия менялись, до – 1949 года район назывался Володарским, затем был переименован в Невский. Район продолжал строиться и развиваться.
- Какой красивый и современный стал наш район!
- Посмотрите - это Краеведческий музей где можно познакомиться с историей Невского района - «Музей «Невская застава».
- Давайте вместе с чайкой полетим над Невой, посмотрите какие грациозные мосты соединяют правый и левый берег.
- Это – Володарский мост, расскажите кто переходил по нему? (ответы детей, высказывания из опыта).
- Это Большой Обуховский мост, он еще назывется Вантовым мостом, толстые канаты – ванты. Это очень красивый мост. Он такой высокий, что под ним проплывают большие корабли, идущие в Ладожское озеро.
- Удивительный мост – Финляндский железнодорожный мост. Как вы думаете, чем он отличается от других мостов? (высказывания детей).
-По нему едут поезда по рельсам, и можно уехать в другую страну – Финляндию.
- В нашем районе есть много предприятий и заводов, один из заводов это Обуховский металлургический и машиностоительный завод.
- Что он выпускает? (ответы детей, рассуждения).
- Ребята, посмотрите какие интересные и красивые здания показывает на чайка, что это? (предположения детей).
- Это Троицкая церковь «Кулич и Пасха», как вы думаете почему так назвали (предположения и рассуждения детей).
- Посмотрите куда же нас чайка привела, может здесь кто-то из вас был? --Это Невский мемориал «Журавли», посвященный памяти павших героев Великой Отечественной войны. Обязательно сходите туда с родителями и поклонитесь погибшим героям.
- Что же говорит чайка? Она залетела в какой-то музей. Да это не только музей вагонов, но это и Электровагоноремонтный завод. Как интересно туда сходить!.
– Как вы думаете, что производят на этом заводе (ответы детей).
- Ребята, чайка опять нас куда-то зовет, и мы оказались в музее Императорского фарфорового завода, в музее фарфора, давайте полюбуемся красотой посуды, которую делают на заводе. (дети рассматривают, высказываются, делятся впечатлениями).
- Что –то я проголодалась, а вы ребята? Давайте зайдем в магазин.
- Какие еще магазины видели или ходили туда с родителями (ответы и рассуждения детей из собственного опыта)
- Подкрепились? Тогда наше путешествие продолжается.
- В нашем районе есть не только предприятия, музеи и магазины, а еще можно сходить в театр. Если отправиться по набережной Невы мы придем в театр «Мастерская», что такое театр? (ответы детей) - Кто из вас был в этом театре, расскажите? (обмен впечатлениями).
- Открою вам секрет в нашем районе живут удивительные люди, которые не только любят ходить в театр, но и любят читать, а вы ребята любите читать?
- Какая ваша любимая книга? Ходите ли вы в библиотеку?
- В районе много библиотек для взрослых и детей.
– Зачем нужны библиотеки? (ответы детей).
- Ребята, как вы думаете много ли в нашем районе детей? Да, очень много и для них построены красивые и удобные школы и детские сады.
- Взрослые и дети не только любят читать книги, но и занимаются спортом, много спортивных площадок, бассейнов доступно жителям района. Но вот самая большая спортивная арена, где проходят различные соревнования – это Ледовый дворец. (дети высказываются, рассматривают).
– Кто из вас был в Ледовом дворце? (ответы детей).
- В Невском районе живут творческие люди, такие же как и вы ребята и поэтому чайка прилетела к Культурному центру «Троицкому»,где всегда слышна, музыка, где поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, Давайте заглянем туда. (высказывания детей о посещении центра).
- Невский район – это прежде всего зеленый район, здесь много садов и парков, уютных красивых мест, где можно погулять и отдохнуть.
- Какие парки вы знаете? (ответы детей).
- Мы с вами оказались в саду «Куракина дача», как хорошо здесь дышится в тени деревьев. (дети рассказывают кто был в этом саду).
- Ах какая красота, сколько цветов, где это мы с вами оказались, кто узнал? -Это бульвар Красных Зорь. Это бульвар находится рядом с нашим детским садом и мы обязательно сходить туда погулять.
- Послушайте, мы слышим веселый смех, где мы с вами оказались,куда привела нас Невская чайка? Узнали? (ответы и предположения детей)
Правильно, это Парк им. И. Бабушкина. Расскажите, как вы гуляли в этом парке (рассказы детей из опыта).
- Давайте отдохнем и прогуляемся по нашему району.
Физкультминутка
Выхожу я на Неву
И по сторонам смотрю
Слева – Невский
Справа – Невский
Как же это хорошо
Дышится мне так легко
Перейду я по мосту
С берега всем помашу
Я подпрыгну
И я в парке,
покатаюсь на лошадке
Покружусь на каруселях
Покатаюсь на качелях
И пойду я в детский сад
Дом родной для всех ребят.
Шагают на месте
Наклоны в сторону
Показывают рукой налево
Показывают рукой направо
Руки поднимают вверх
Руки разводят в стороны
Шагают на месте
Шашут рукой
Прыжки на месте
Иммитация «скачут на лошади»
Кружатся вокруг себя
Руки в стороны, качают руками вверх-вниз
Шагают на месте
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)
- Ребята, мы с чайкой хотим проверить, какие места вы запомнили в нашем районе и какие ассоциации вызовут у вас контурные изображения.
Игровое упражнение «Узнай по контуру» / Приложение № 2/
ОТВЕТЫ:
1. Парки и сады «Куракина дача» и пр.
2. Железнодорожный мост
3. Мемориал памяти «Журавли»
4. Императорский фарфоровый завод.
5. Колесо обозрения в парке И. Бабушкина
6. Троицкая церковь «Кулич» и «Пасха»
- Молодцы, справились с заданием.
-Что-то нам еще чайка приготовила?
Это «Чудесный мешочек» /Приложение № 3/
- Опускаем руку в мешочек, определяем на ощупь, называем и достаем предмет. Как вы думаете, что нам напоминает этот предмет (ответы и рассуждения детей). Дети называют предмет и рассказывают, о чем он говорит, что может обозначать, доказывают свою точку зрения (можно использовать наводящие вопросы).
Итог занятия (рефлексия, оценка деятельности детей)
- Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие по Невскому району, с нами летала Невская чайка и показала нам много интересных мест. Вы были очень внимательны и активны.
- Какие места в Невском районе вы запомнили? Что понравилось?
- Что бы вы еще хотели узнать о нашем родном районе.
- Как вы думаете, как надо заботится о нашем районе? (высказывания и предположения детей)
- Давайте вместе будем следить, чтобы наш район был чистым и уютным, зеленым и безопасным для жизни, не будем мусорить и будем следить за порядком, помогать взрослым, заботиться о младших.
- Давайте попрощаемся с Невской чайкой и скажем ей спасибо за интересное путешествие по нашей малой Родине, ведь наш район – это наша малая Родина.
Заключительная часть (изобразительная деятельность)
- Ребята я предлагаю вам найти любую раскраску с изображением любимого места Невского района и раскрасить ее, мы с вами вместе соберем альбом о Невском районе (изобразительная деятельность детей).
В конце образовательной ситуации дети собирают альбом о Невском районе. После образовательной деятельности, альбом дополняется стихами о районе, рассказами детей и взрослых.
СЛАЙД № 1
СЛАЙД № 2
СЛАЙД № 3
СЛАЙД № 4
СЛАЙД № 5
СЛАЙД № 6
СЛАЙД № 7
СЛАЙД № 8
СЛАЙД № 9
СЛАЙД № 10
СЛАЙД № 11
СЛАЙД № 12
СЛАЙД № 13
СЛАЙД № 14
СЛАЙД № 15
СЛАЙД № 16
СЛАЙД № 17
СЛАЙД № 18
СЛАЙД № 19
СЛАЙД № 20
СЛАЙД № 21
СЛАЙД № 22
СЛАЙД № 23
СЛАЙД № 24
СЛАЙД № 25
СЛАЙД № 26
СЛАЙД № 27
Приложение № 1 / Презентация «Невский район»/.
Приложение № 2 / Материал к игровому упражнению «Узнай по контуру»/.
Приложение № 3 / Материал к игре «Чудесный мешочек»