наталья деркач
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Дифференциация з-ж"
С учащимися 2 класса с логопедическим заключением : нарушение письма и чтения с ФФНР.
Цель: - закрепить чёткую артикуляцию звуков [З] - [Ж] и правильное обозначение их письме;
Задачи:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков;
Публикация «„Дифференциация звуков [з]-[ж]“, Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- отработать умение дифференцировать согласные звуки з-ж слогах, словах, предложениях, тексте;
- совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления);
- развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно – логическое мышление;
- развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;
- работать над развитием грамматических форм речи.
-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
- воспитание самоконтроля устной и письменной речи;
Оборудование: индивидуальные зеркала, ватка, двусторонние карточки с изучаемыми звуками (на каждого ребёнка); символы для обозначения звуков занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах – отгадках :
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Вывод. С какими звуками мы сегодня будем работать?
Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з-ж.
II этап. Основная часть.
1. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой.
“З” – символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный (контроль рукой). Голосовые связки вибрируют, есть голос, он звонкий.
Звук “З” – согласный, звонкий.
Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «З».
Стихотворение про звук [З].
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 — пружина, крендель, стружка.
“Ж” – символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздушная струя теплая, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, звук глухой. Звук “Ж” – согласный, звонкий.
Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «Ж».
Стихотворение про звук “Ж”
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук :
Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж
Сравнительная характеристика звуков З и Ж.
Давайте подумаем, чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответы детей)
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
Чтобы чётко и ясно проговаривать слова, нужно сделать артикуляционную гимнастику
1. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание : Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).
2. Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” – вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
3. Упражнение на активизацию мышц языка:
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” – языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
Движения выполняются сверху вниз.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
“Чистим зубы” – кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
3. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенными из бархатной бумаги буквами).
Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки : «ЗЭ», «ЖЕ».
- Письмо букв в воздухе.
А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.
4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
Дифференциация з-ж в слогах : - Я читаю слоги и звуковые сочетания, а вы показываете соответствующую букву.
(жда, зла, _нее, зно, зре, оже, ожу, зна).
Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и показываете соответствующую букву.
Перечень слов:
- выделите из ряда предложенных слов слог со звуками [З] – [Ж] : кружечка, уздечка, вазелин, кузнец, вязанка, зимняя, жакет, зима, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот.
5. Работа со словами паронимами:
Игра «Наоборот»
- Меняем букву з на ж и наоборот:
Жал-зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, узы-ужи, пожар – базар, лежать – лизать, коза – кожа,звать – ждать.
Физкультминутка
Мы березку посадили
Мы березку посадили,
(выпрямиться за партой.)
Мы водой её полили,
(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)
М берёзка подросла,
(встать за партой.)
К солнцу ветки подняла,
(руки вверх.)
А потом их наклонила
(руки вниз, спина прямая.)
Всех ребят поблагодарила.
(поклоны головой, сесть за парты.)
3. Работа в тетради
1. Запишите буквы ЗЭ, ЖЭ:
а.) знать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ).
б) опираясь на кисти рук логопеда;
в.) ориентируясь на стрелки ()
г.) под диктовку логопеда (я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку)
2. Дифференциация З-Ж в словах, слова записаны на доске.
- Запись слов в три столбика по наличию звуков : в первый столбик со звуком [З], во второй со звуком- [Ж], в третий с двумя звуками –[З] – [Ж] :
(можно, озимые, земля, кружечка, кузнец, животное, вязанка, уздечка, бумажный, мерзлота, узенький, ожидание, зебра, багажник, зажигать, разложить, воздух, надежда, язык, звезда, движение)
Назовите слова, в которых йотированные гласные звуки обозначают два звука.
Гимнастика для пальцев рук:
«Здравствуйте»
Сначала подушечки пальцев одной руки поочерёдно касаться подушечек пальцев другой руки, а потом большого пальца этой же руки.
«Моем ручки»
Дети повторяют движения, совершаемые при мытье рук.
4. Составь слова из первых слогов данных слов. Запиши их в тетрадь.
Пример: узнать+ комар = узко
Газета+зонты= запах+жмурится=
Студент+жакет= ездить+жуки=
Стригут+живот= слуга+журавль=
Страна+жаба= закон+жгучий=
Звери+здание= знает+мясо=
5. Работа с родственными словами:
Прочитай слова. Составь с каждым, словом предложение.
Узкий НИЗ МОРОЗ
Узенький НИЗкий МОРОЗить
Узковатый НИЗина Мороженое
Узко заНИЗить ЗаМОРОЗить
сУЗить поНИЖение заМОРОЗки
сУЖение сНИЖение заМОРОЖенный
III. Итог занятия :
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» (учить ребёнка различать правильное и дефектное произношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искажённом виде, а ребёнок даёт правильный вариант.
Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сосной сидит серый жайка. Девочка пасёт кожу.
О каких звуках мы говорили сегодня на занятии? Что вы запомнили, узнали нового?