евгения котикова
Конспект занятия «Что мы Родиной зовем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять представления детей о своей большой и малой Родине, ее государственных символах, Москве, как главном городе России, ее столице;
2. Исходя из накопленного опыта, расширять у детей познавательный интерес, учить высказывать свое мнение; развивать воображение, внимание, память, речь ребенка, формировать интерес к общению, обогащать его социальный опыт;
Публикация «Конспект занятия „Что мы Родиной зовем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Создавать условия, предметно- развивающую среду, использовать возможности народного творчества для воспитания в детях основы нравственно-патриотических чувств (уважение к истории и культуре нашей Родины, потребности проявления доброты и дружбы, справедливости и уважения к мнению других детей).
Обогащение словаря:
Домотканая дорожка, чугун, ухват, величавая Москва, патриот, геральдика.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений детям: Н. К. Ушинский «Наше Отечество», сказка «Ковер-самолет», В. Осеева «Волшебное слово»;
2. Рассматривание с детьми книги М. П. Головановаой «Герб, гимн, флаг России», иллюстраций о Москве, глобуса и нахождение места России на нем;
3. Заучивание стихотворения М. Исаковского «Родина-краса», пословиц, поговорок о Родине, труде, отдыхе, веселье;
4. Беседы «Как встречают гостей», «В гости к бабушке в деревню», «Как мы можем заботиться о старших и малышах», «Если ты добрый», «Копилка добрых дел»;
5. Проведение дидактических игр и упражнений «Прошлое- настоящее», «Кто первый поздоровается», «Собери флаг», «Найди герб», «Составь свой флаг»;
6. Совместная творческая деятельность воспитателей, детей, руководителя ИЗО, музыкального руководителя: изготовление «макета избы» (лепка, «макета Звездного городка», «башен Кремля» (конструирование, «Россия на карте мира», «Московский кремль»(аппликация, «Спасская башня», «Родная сторонушка» (рисование) «Домотканые дорожки», «Тряпичные куклы» (ручной труд); разучивание русских, народных хороводных песен, игр;
7. Экскурсия по Звездному городку, проведение ярмарки народных игр, театрализация сказки «Теремок», написание писем, просмотр видеокассет, оказание помощи малышам.
I часть
Дети в группе, гости в раздевалке.
Ребята, начинаем наш рабочий день! приготовьте ваши пальчики (пальчиковая гимнастика)
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!»
Ребята! Помните, мы с вами играли в игру «Прошлое – настоящее» Как бы мне хотелось эти предметы старины увидеть. Но как? Где? Вы нигде не встречали предметов старины?
Знаете, а ведь у меня есть знакомая бабушка Арина, у нее столько всего, интересного, необычного, старинного. Может быть, сходим к ней в гости?
Раздается телефонный звонок:
Гости: «Здравствуйте, это подготовительная группа? Мы сейчас на экскурсии в Звездном городке. Нам подсказали, где находится детский сад. Можно мы к вам зайдем?»
В. : «Ребята, гости к нам… Что будем делать? (советуюсь с детьми). Приглашаем, конечно! Конечно, пожалуйста, приходите. Будем рады». А вот и гости наши.
Входят гости. Гости здороваются, обращаются к детям: «Спасибо, Евгения Викторовна, спасибо ребята, что согласились с нами пообщаться.
Мы приехали из Белоруссии, работаем в детском саду, нашим белорусским детям очень хотелось побольше узнать о России. Вы можете нам рассказать что-нибудь о вашей стране, городке?»
Л. : «Вот так дела, что же нам такое придумать, чтобы гости запомнили все что мы можем им рассказать. Что вы предлагаете?» (рассуждения детей)
(можно нарисовать рисунки, можно письмо написать) Да, хорошие идеи. Но писать мы пока не умеем, да и рисовать придется много и долго. Что же еще?
Послушайте, у меня есть идея. Можно передать детям звуковое письмо, а использовать для этого диктофон (это прибор, который помогает записывать речь) Ищу диктофон и показываю детям. Сейчас все поймете.
Мы сейчас с вами запишем все, что мы знаем о России на диктофон и эту запись передадим гостям, а они все передадут своим детям. С чего же нам начать (включаю диктофон)
Давайте расскажем о нашей родной, любимой, великой стране, а называется она…. (Россия)
Да, я очень рада,что вы все знаете, что наша страна, наша Родина-это Россия
А теперь внимание, тишина, посмотрим, получилась ли запись. Так, все получилось, запись началась, продолжаем. Отдаю диктофон, …она будет следить за записью.
В России много лесов, заводов, фабрик, городов и деревень в нашей стране живет очень много людей.
А если наша страна Россия, то людей, живущих в России называют…как? (россиянами) Закрепить с детьми.
Знаете, ребята, вот что я думаю: наше звуковое письмо не будет интересным, если мы не расскажем о символах нашего государства, вы согласны?
А как вы думаете каждая страна имеет символы? (рассуждения детей)
- Конечно, все и, значит, наша тоже.
- А какие государственные символы есть у нашей страны? Кто знает?
Да, я согласна. Вы совершенно правы, это герб России, гимн России и флаг России. Вот сейчас мы и попробуем найти и показать нашим гостям среди различных гербов герб России?
Закройте глаза, сейчас я вам покажу иллюстрации, где нарисованы различные гербы, а вы постарайтесь найти герб России.
Да, ребята, хорошая у вас память, узнали герб нашей страны. Покажите его гостям. Вот посмотрите, пожалуйста, это герб нашей Родины-России.
А где можно увидеть наш герб?. Мы с вами уже об этом говорили, вспоминайте…И я тоже буду вспоминать.
- на монетах, пограничных столбах, на флаге, в паспортах, на печатях (показать наглядность)
Перехожу к следующему мольберту.
А вот еще один из символов России. Читаю 1ый куплет. Узнали?
- Да, это гимн – главная и самая торжественная песня нашей страны.
- А вы его слышали когда-нибудь, где-нибудь? (ответы детей)
И на музыкальном занятии, нам его Ирина Михайловна включала. Запомните навсегда ребята: гимн исполняется во время торжественных событий, во время побед на мировых соревнованиях. Во время его исполнения все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы. Никто никогда не разговаривает в тот момент.
О двух символах мы с вами вспомнили. Я думаю, что ребята всё поймут, о чем мы с вами говорили.
А сейчас мы с вами поиграем, но постарайтесь быть внимательными. На подносе лежат картинки с изображением флагов разных стран, так вы должны внимательно посмотреть и среди флагов разных стран отыскать наш родной, российский флаг! Не торопитесь, вы же потом объясните, почему вы взяли такой флаг? А я беру флаг другой страны (ведем рассуждения)
Анализирую с детьми ответы.
Ребята, запомните у российского флага верхняя полоска всегда белого цвета, средняя – синего цвета, нижняя – красного цвета.
Смотрите, на нашем флаге есть белый цвет, синий, красный. Это просто так? И ли цвета что-то обозначают? Как же нам разобраться в этом? Давайте думать. Подумайте, о чем напоминает белый цвет, синий цвет, а красный? (рассуждения детей). Ребята! А ведь есть специальная наука - называется геральдика. Она точно разъясняет, что обозначают рисунок герба, цвета флага. По этой науке: Белый цвет обозначает – мир и чистоту, желание жить со всеми в мире. Синий - верность и правду. Красный – мужество и отвагу, любовь к Родине.
Поэтому, если мы – россияне, мы должны стараться быть дружными, добрыми, честными и отважными, любить своих близких и свою великую Родину. Это очень важно помнить всегда.
Ребята, знаете, о чем мы еще, мне кажется, должны рассказать. Когда говорят о стране, о государственных символах, то говорят и о главном городе страны, о ее… (помогите мне). Конечно, столице.
- А столица нашей Родины, какой город? – конечно, Москва.
Москва наша какая? Я считаю великолепная, а вы?
- А что есть в Москве, чем гордятся все люди нашей страны?
Конечно, это Красная площадь, на которой расположен кремль. Я знаю, что вы были на Красной площади и много интересного в группе рассказали.
- Вспоминайте, что есть необычного на территории Кремля? На территории Кремля стоят царь-пушка и царь-колокол. У нас есть иллюстрации.
Галина Григорьевна, записывает ли диктофон то, что дети рассказывают о нашей великой стране?
Ребята! Вы знаете я сегодня утром слышала телевизору будет детская передача о России, давайте включим телевизор, посмотрим, что интересного расскажут о России, может быть и мы что-нибудь из этого знаем. (включаю телевизор)
Ребята, мы с вами сегодня закрепили, что живем в большой стране – великой России. Но мы с вами еще знаем, что у человека есть своя маленькая Родина. Как вы думаете, так она есть у всех? У меня, у вас? Ну, правильно, вы думаете. Так если она есть у всех, так что же это такое – маленькая Родина. Как нам всем разобраться в этом? Кто как думает? (Рассуждения вопрос)
Так вот что выходит что для вас малая Родина – это Звездный городок, Бахчиванджи, для меня - Щелково. Давайте расскажем гостям, в каком районе мы живем, в области какой?
А чем же славится наш Звездный городок, какие интересные люди здесь работают? Конечно, это космонавты. Кстати, а кому мы, недавно написали письмо, вспоминайте, это связано с космосом?
А вот о нашем Щелковском районе и городе Щелково а ведь это тоже частица нашей Родины, мы с вами узнаем много интересного, но чуть попозже, ведь у нас еще впереди целый год.
Ребята, да я чуть не забыла, мы же собирались к бабушке Арине. Возможно и она нам расскажет что-нибудь интересное. Ребята, а гостей-то приглашаем? Конечно, обязательно! (идем в музыкальный зал)
II часть
Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим. Проходите, пожалуйста! Да еще не одни пришли, а с гостями!
Воспитатель: «Мы писали звуковое письмо детям из Белоруссии о России»
Б. : «Вот как интересно. Я хочу рассказать вам, как жили люди на Руси, да и сейчас так живут в деревнях.
Б. А. :
Слава русской старине
Слава нашей стороне!
И про эту старину
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Б. : Говорят, что русский народ славен дружбой и силой, что он радушный и гостеприимный? Что это значит? (Конечно, гостей всегда принимали, радовались, угощали чаем, пирогами. А пироги-то с картошкой пекут, а еще с чем)
- А еще говорили, что он дружный и отзывчивый? А почему так?
- Когда строили избы, одному человеку справиться трудно было. Вот все вместе и строили и помогали друг другу.
Поэтому и избы у людей красивые были.
А хотите увидеть, какая у меня изба и как я живу. Тогда проходите. (рассматриваем внешне избу). Закрывайте глаза и слушайте мою загадку: Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча! Как вы думаете, о чем эта загадка?
Подумайте, что в доме может быть и холодным и горячим, не знаете? А я вам подскажу: она варит, жарит и печет, и за это ей почет!
Ну, конечно, это печь. Печь-матушка, так ее звали.
- А для чего нужна печь? Почему говорят: «Печи нет – жизни нет»?
(Печь избу обогревает, зимой на ней готовят обед, пекут пироги, сушат варежки, валенки). Холодными зимними вечерами дети спят на печи; согреваются на печи, когда болеют. А чем же поят деток, когда они болеют? (малиной, клюквой, калиной)
А знаете, почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами люди резали миски да ложки. Из чего? (конечно из дерева) Дорожки сами ткали, поэтому и называются домоткаными, да пряжу пряли.
Обратили ли вы внимание по какой дорожке проходили? Она тоже домотканая. Почему у неё такое название?
Не бездельничал народ на Руси. Вышивали, плели лапти, корзины и сейчас плетут. Все делалось с любовью, чтобы долго могли пользоваться этим.
Мы говорили, что в русской печи пекли, да и сейчас пекут пироги, еду готовят.
Ребята, а на чем готовят еду ваши мамы? В чем варят щи, кашу? (рассуждения детей)
- Вы знаете, у меня-то и кастрюль нет, да и плиты такой нет, но я все равно готовлю обед. Хотите, я сейчас расскажу вам свой секрет, как я готовлю. Слушайте и запоминайте. Кашу и щи я варю в специальном горшочке – чугунке. Печь – то глубокая, жаркая, когда натопишь, руки туда не сунешь, очень горячо. А вы не знаете, как я достаю свой чугунок из печи? Оказывается, поставить или достать чугуны с картошкой или кашей можно только ухватом. Хотите увидеть, что это такое?
Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. (Показываю)
Вот он, этот ухват. Это он помогает мне все доставать из печи. А еда в русской печи всегда вкусная, полезная; каши получаются – объедение. Из печи сразу на стол, съедается всё сразу - в одно мгновение. От души все благодарят за вкусную еду.
А вам кто еду готовит в детском саду? Вы не забываете благодарить поваров за вкусно приготовленную еду? Я знаю, вы – воспитанные дети.
А вот, когда я накормлю всю семью, я начинаю собираться на посиделки, наряжаюсь. Там мы поем народные песни,частушки, плетем кружева.
Знаете, у меня ведь тоже есть нарядная одежда! А одежда моя лежит, не знаете, где? Сейчас я вам все и покажу, и расскажу. Лежат мои наряды в сундуке, много их у меня! Хотите, я и вас наряжу. Вот Вам, Евгения Викторовна, наряд, а вот и ребятам.
Нравятся вам наряды?
Вот пора и в круг встать вам, песню спеть, да и поиграть.
Игра «Калинушка»
Милая бабушка, красиво у тебя в избе. Но вот смотрю на столе-то у тебя какие-то незаконченные изделия. Да, это у меня были дети в гостях, да не успели все доделать. Ребята, у вас нет никаких мыслей
А вы знаете, о чем я сейчас подумала? Если вы закончите эту работу, то сможете подарить их ребятам из Белоруссии, да с гостями и передадите. Я думаю, им понравится.
Бабушка, на Руси говорят, - вместе дело спорится, а врозь – хоть брось.
Мы с удовольствием сделаем бусы
Дети нанизывают на ниточки бусинки. Бабушка Арина мы знаем пословицы и поговорки о труде, отдыхе, веселье.
Сделал дело – гуляй смело.
Делу время – потехе час.
Мастера по работе видно.
Ай, какие вы умельцы, замечательно у вас получилось. Руки у вас ловкие, быстрые, наслышана, что всякую работу делаете с желанием, да и помогаете другим.
Е. В. : А и правду, дети наши трудолюбивые добрые, отзывчивые Так знаешь Б. А. У нас есть копилка добрых дел, куда мы начали складывать свои добрые дела:(вспоминаем с детьми)
Ребята!Асегодняшнее дело можно считать нужным, важным, добрым? (рассуждения)
Какое же доброе и важное дело мы с вами сегодня сделали. Во-первых, сами закрепили то, что знали о России. Во-вторых, своими рассказами помогли ребятам из Белоруссии узнать побольше о нашей стране, даже неожиданно сувениры сделали для них. Наша копилка добрых дел пополнилась еще одним очень важным делом. Если мы подарки сделали гостям то, давайте бабушке подарим новую песню о России, которую вы любите. Любите? (Поют песню «Песня о Родине» В. И. Мерясова, Н. Ф. Скворцова)
Послушайте, а о Звездном городке никто из гостей никогда нашу песню не слышал. Это Ирина Михайловна сочинила слова о Звездном городке. Гости дорогие, хотите послушать. Тогда исполняем и дарим ее вам.
Б. А. -Как я рада, сколько гостей у меня сегодня побывало. Я рада, что детям рассказала много интересного
я очень надеюсь, что вы будите интересоваться прошлым, всегда будете с уважением относиться к своим родным, друзьям и вообще ко всем людям, будете добрыми и воспитанными детьми и вырастите истинными патриотами нашей Родины.
А пока мы с вами говорили, пели да мастерили, пироги в печи испеклись.
С пылу с жару пироги, до чего же вкусны.
Кушайте на здоровье,
Да еще ко мне в гости приходите.