Ольга Мамонова
Конспект занятия «Битва за Воронеж» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: формировать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну на примере героического прошлого своего города; закрепить знания об армии, о родах войск; развивать творческое воображения; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.
Материалы и оборудование: карточки "25 января - День освобождения Воронежа от немецко-фашистских войск"; цветной картон, заготовки из белой бумаги, цветные карандаши, клей-карандаши, черный маркер; коробочка для открыток.
Публикация «Конспект занятия „Битва за Воронеж“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог читает стихотворение:
В России есть немало городов,
В сражениях прославивших державу,
И в их числе любой из нас готов
Назвать родной Воронеж наш по праву.
2. Основная часть.
Педагог: День 25 января для миллиона воронежцев скромный праздник. Всякий раз, когда приближается 25 января - День освобождения от немецко-фашистских захватчиков, мы вновь обращаемся к событиям далеких военных лет.
Беседа "Битва за Воронеж"
Решающая битва за Воронеж была проведена в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции. Военные действия начались утром 24 января 1943 года, когда советское командование отдало приказ о наступлении в районе Касторного и Воронежа, чтобы не допустить проникновения противника к Харькову и Курску. Сражение за Воронеж продолжалось восемь дней - с 24 января по 2 февраля 1943 года. В нем приняли участие 38-я, 40-я и 60-я армии Воронежского фронта, армия Брянского фронта и военные двух воздушных армий.
Наступательная операция была крайне трудной, победу затрудняли неравные силы и неблагоприятные погодные условия - сильный мороз, глубокий снег, метель и ветер. Потерпев поражение, немецкое командование приказало взорвать Воронеж и вынести из него все ценное. Но советская разведка вовремя доложила об этом. Генерал Иван Черняховский отдал распоряжение о наступлении армии по всем фронтам.
Утром 25 января 1943 года правобережная часть города была полностью очищена от оккупантов. Уже на следующий день - 26 января 1943 года - в Воронеж начали возвращаться мирные жители. Развивая наступление, войска Воронежского и Брянского фронтов полностью освободили Воронежскую область, провели успешное наступление на Курск, Белгород и Харьков.
В течение 212 дней (с июля 1942 по январь 1943 года) линия фронта проходила по Воронежу. Активная оборона города помогла выстоять и победить Сталинграду, сковав до трети сил группы армий «Б». Воронежское сражение положило начало срыву летнего наступления немецких войск 1942 года.
Маршал Советского Союза А. М. Василевский в своей книге «Дело всей жизни» писал: «Войска Воронежского фронта активными боевыми действиями сковали крупные силы противника, не позволяя гитлеровскому командованию осуществить переброску войск на Волгу, где шли решающие сражения этого года. В конечном счете, действия советских войск под Воронежем привели к ослаблению вражеского удара на Сталинград, а в дальнейшем сыграли важную роль в разгроме гитлеровцев на Волге».
Сегодня Воронеж по праву носит высокое звание - город воинской Славы. События военных лет оставили глубокий след в облике города и в памяти многих поколений. Эта память хранится в сотнях братских могил, в названиях улиц и площадей, в больших мемориалах и скромных монументах, в музеях и в застывших с войны руинах, а главное - в сердцах благодарных воронежцев. Давайте почтим память погибших минутой молчания!
Педагог: Ребята, скажите, какие рода войск вы знаете? (Погранвойска, военно-морской флот, военно-воздушные войска, сухопутные войска и др. )
Давайте проведем военную разминку?
Разминка "Военные"
Педагог: Ребята, я буду называть рода войск и мы будем их изображать.
Пехота. (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Ракетные войска. (Поднимают руки вверх и соединяют ладони.)
Пограничники. (Прикладывают ладони козырьком ко лбу и поворачиваются в разные стороны, вглядываясь вдаль.)
Летчики. (Разводят руки в стороны).
Моряки. ("Смотрят в бинокль".)
Военные на параде. (Стоят по стойке смирно и отдают честь.)
Молодцы!
Открытка "Мы за победу" (аппликация с элементами рисования)
Педагог: А теперь давайте сделаем открытку нашим военным. Вместе с благотворительным сбором гуманитарной помощи "Посылка иZ дома", ваши работы будут отправлены военнослужащим в зону СВО!
Педагог раздает материалы и оборудование для изготовления аппликации. Контролирует выполнение детьми работы на каждом этапе, дает советы.
4. Рефлексия.
Педагог: Ребята, скажите, о каком празднике мы сегодня говорили? Кто служит в Российской Армии? (Ответы детей.)
Педагог совместно с детьми читает стихотворение Л. Горькова:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны! (Последнюю строчку дети проговаривают вместе с воспитателем. )
Список использованной литературы:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - М. : СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. - 104 с.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - М. : СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. - 112 с.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет) / авт. -сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2016. - 399 с.