Надежда Хоменко
Конспект занятия «Белый, Синий, Красный»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать элементарное представление о происхождении флага вообще, об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и познакомить детей с их символическим значением.
Словарь. Знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.
Материал. Иллюстрированный – изображение старинных и современных знамен; русских национальных костюмов. Репродукции картин «Богатыри», исторические полотна В. Васнецов, «Александр Невский» П. Корина.
Воспитатель вносит в группу различные флаги (иллюстрации с их изображение, также с изображением кораблей, самолетов, маек спортсменов с символикой.)
Публикация «Конспект занятия „Белый, Синий, Красный“» размещена в разделах
-Знаете ли вы, что это такое? (Флаги, флажки.) Рассмотрите иллюстрации и вспомните, где вы могли видеть флаги? (Флаги можно увидеть на зданиях, кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнований, флажки на занятиях физкультурой).
Что же такое флаг и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.
Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это сооружение «стягом». Главным его предназначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войска называлось стягом. Позже стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное НАВЕРШИЕ – ОСТРОЖНИК. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современный флаг.
- Какие части имеет современный флаг? (Древко, полотнище, навершие) Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета. Червленые и багряные – так называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых, «знамения». (Священные знаки). Знамена имели тогда различные цвета – зеленые, желтые, белые, красные.
-Зачем раскрашивали флаги? По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это враги, которые хотят захватить город? А может, это свои войска возвращаются домой? Или воины князя-союзника, которые нуждаются в отдыхе? Если враги захватывали город, они вывешивали на сторожевых башнях свои флаги. И люди, увидев их, сами решали, заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
-Что было бы, если все флаги были одинаковые? (Ответы-предложения детей)
-А что было бы, если не было бы флагов? (Ответы детей)
На флагах изображали лики святых, звезды, кресты; их украшали богатыми узорами – золотом, серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетание белого, синего, красного. Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании БЕЛОГО, СИНЕГО, КРАСНОГО цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гербе московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный- фон, щит герба.
Изображение всадника, копьём поражающего черного дракона, означает победу добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особое значение, особый смысл. – Что означают цвета флага?
Белый цвет означает мир и чистоту.
Синий – небо, верность и правду.
Красный – огонь и отвагу.
Расположение полос на знамени символизирует строение Земли: вверху, расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете. Ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.
Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси.
- Воспитатель предлагает детям игру «Закончи предложение».
Мы говорим: «синее… \море\; белая …/береза/; весна…/красна/; белый…/свет/; красная…/девица/.
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет. /С. Степанов/
Конечно, в наше время не надо поднимать высоко флаг. Чтобы собрать всех воинов. Флаги все равно необходимы. (Выставляются иллюстрации).
- Как вы думаете, для чего? Например, они помогут узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны. Когда в море встречаются два корабля. Флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит. Во время соревнований по флагам можно определить, какие страны принимают участие в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. При награждении победителей над стадионом поднимается флаг страны, победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники испытывают гордость за свою родину. Часто президент и члены правительства отправляются с визитами в другие страны. Около зданий, где проходят встречи, вывешиваются флаги этих стран.
- Когда-то в России правил царь Алексей Михайлович. Приказал он на реке Оке построить несколько кораблей. Главный и самый большой из них назвали «Орел». На его борту разместили 22 пушки. Это было необходимо для защиты торговых судов, плавающих по Волге к морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело- сине-красные флаги и вымпелы говорили о его принадлежности к государству РОССИЙСКОМУ.
- Назовите цвета Российского флага?
- О чем напоминает белый цвет? /Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, белых ромашках, цветущих на лугу, летних белых облаках.
- Вспомните, что напоминает синий цвет? Синий цвет напоминает синеву неба, рек, озер и морей.
-А красный цвет? Это цвет огня, солнца, тепла и радости. Красный цвет – праздничный цвет.
Конструирование из бумаги Российского флага.