Елена Сафронова
Конспект психопрофилактического занятия «Белочку Лизу обидели» с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение № 156
Конспект психопрофилактического занятия с детьми 4-5 лет
Тема: «Белочку Лизу обидели»
Задачи: Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Расширять область знаний о диких животных леса.
Публикация «Конспект психопрофилактического занятия „Белочку Лизу обидели“ с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Материалы и оборудование: игрушка белочка, игрушка лисица, мягкие помпоны (из ниток или полиэтилена) по количеству детей.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети сидят на ковре кругом. Заходит психолог, в руках у него игрушка белочка, и садится в круг с детьми.
П. - Здравствуйте, ребятки! Сегодня к нам пришел необычный гость. Познакомьтесь – это белочка Лиза.
Л. - (Грустным голосом) Здравствуйте, дети.
П. - Ребята, мне кажется, наша гостья очень грустная, вы тоже заметили? (ответ детей) Лиза, у тебя что-то случилось?
Л. - Да, случилось. А как вы об этом узнали, ребята? Вам кто-то рассказал?
Ответы детей (при необходимости помочь детям прийти к выводу, что настроение белочки они узнали по голосу)
Основная часть.
Л. - Ах, вы такие внимательные. Сегодня утром, ребята, когда я шла к вам в гости, я встретила лису Алису. Всем известно, что она хвастливая и хитрая. И стала она кривляться, что и шубка у нее в сотню раз пушистей и ярче чем моя, а хвост мой при сравнении, вовсе и не хвост! И стала она расхваливать какой он у нее пушистый, какой красивый, что она умней и краше. И смеялась надо мной! (всплакивая)
П. – Как же она могла так поступить? Это очень плохо. Ребята, вы со мной согласны? (ответы детей) Лиза, не плачь, ведь всем известно, что белочки на зиму меняют окрас с рыжего на серый, а совсем скоро ты снова станешь яркой рыженькой белочкой. Но твоя зимняя шубка тоже очень красивая, ведь шерстка зимой длинная и очень густая. И как тут плакать, ведь ты такая шустрая и добрая, и с людьми дружишь, вот даже к нам в гости пришла! Не каждый лесной житель так сможет. Правда, ребята? (ответы детей)
Л. – Спасибо вам, но мне все равно немного грустно.
П. – Ребятки, давайте мы все по очереди обнимем, пожалеем белочку и расскажем ей какая она хорошая и красивая! (Психолог обнимает белочку, гладит по голове, говорит комплимент и передает соседнему ребенку. Так все по кругу.)
Л. – Спасибо вам, добрые детишки! Вы все такие хорошие и ласковые, что мне совсем уже и не грустно!
П. – Вот видите, как мы помогли белочке! Ребятки, если ваш друг окажется в подобной ситуации, если его кто-нибудь обидит, нужно обязательно дать ему понять, что, к сожалению, хоть и не все люди добрые, но рядом с ним есть те, кто его любит и всегда поддержит в трудную минуту. А для этого нужно научиться понимать чувства человека, и стараться случайно не обидеть его. Сейчас мы поиграем в подвижную игру и вы сможете сами почувствовать, что происходит с человеком, которого обидели.
Выбираем первого участника, он садится на стул в кругу. Дети, сидящие вокруг, по очереди бросают в него мягкими помпонами и кривляются или выкрикивают обзывалку (заранее обговорить с ребятами, чтобы помпоны бросали не слишком сильно, не старались попасть в лицо, и чтобы обзывалки были не очень обидными, например названия овощей, мебели, одежды и т. д. Педагог контролирует весь процесс). Если ребенку, сидящему в кругу, обзывалка покажется обидной, он берет помпон и бросает обратно в обидчика. Игра повторяется до тех пор, пока ребенок не крикнет «Хватит!» затем он выбирает ребенка, который обидел его больше всего и тот садится в круг на стул. Теперь все кривляются ему. Игра продолжается по желанию детей.
П. – Ребятки, вы побывали на месте человека, которого обижают, что вы чувствовали? Что вам хотелось сделать? Что сказать обидчику? Вам нравилось ваше положение? (ответы детей)
Л. – Да-да, ребята, именно так и я себя чувствовала! Мне было очень плохо. Но когда вы меня пожалели, мне стало намного лучше! Спасибо большое. Я тоже хочу поиграть с вами! Для того чтобы лучше понимать свое настроение, чувства и эмоции, а также настроение, чувства и эмоции других людей, познакомимся с одной волшебной игрой. Она называется «психогимнастика». С ее помощью мы все с вами сможем ненадолго побыть артистами! Давайте же начнем наши психогимнастические «превращения».
Д. - Давайте!
Л. – Расскажу правила:
1. Чтобы ответить на вопрос, нужно обязательно поднять руку и дождаться пока я попрошу вас ответить.
2. Выкрикивать ответы без поднятой руки запрещается!
Я буду спрашивать всех желающих по очереди. Готовы? (ответ детей)
1. Назовите диких животных леса. (Медведь, волк, лиса, заяц, белка, ежик, кабан, олень, лось и т. д.)
1. Как выглядит медведь?
2. Если на страницах раскраски мы увидим медведя, каким цветом раскрасим?
3. Как называется дом медведя?
4. Когда медведь впадает в спячку?
5. Как называются детеныши медведя?
6. Как передвигается медведь? (Неуклюже, тяжело, медленно)
7. Почему про медведя говорят, что он косолапый? Что это означает? (Косо передвигает лапы)
А теперь давайте все вместе покажем как ходит медведь, изобразим какой он косолапый, как ходит вразвалочку.
П. – Ребята повторяйте за мной:
Хмуримся, делаем сердитое лицо.
«Я, как мишка, медведь,
Могу громко реветь: - Ы-ы-ы-ы!
Хожу вразвалочку,
Вразвалочку, вперевалочку – Ы-ы-ы-ы!
Молодцы, опускаемся снова на ковер.
Л. - 1. Ребята, а теперь расскажите мне, как выглядит волк?
2. А каким цветом мы раскрасим волка?
3. А как называется волчий дом? (Логово)
4. Как называются детеныши волка?
5. Что вы знаете о волке из сказок? (Злой, сердитый, зубастый, голодный, охотится за зайцами)
П. - Давайте изобразим сердитый волчий взгляд.
Попробуем изобразить, как скалится волк.
А теперь покажите мне, как волк щелкает зубами.
А покажите какие у него острые когти.
Поднимаемся на ножки, напрягаемся всем телом, будто каменеем, изображаем сердитый взгляд и выполняем движения.
Стану я сердитым волком
И зубами буду щелкать (щелкаем зубами)
Я клыкастый, я зубастый,
Я зубами щелк да щелк!
Ухвачу кого угодно я когтями за бочок!
Л. – Хорошо, ребята. И напоследок, давайте с вами опишем лису, мою обидчицу.
1. Расскажите, как выглядит лиса.
2. Каким цветом мы раскрасим шубку лисы?
3. Где живет лисица?
4. Как называются детеныши лисы?
5. Что ты знаешь о лисице из сказок? (хитрая, бессовестная, воровка)
6. За кем лиса охотится в лесу?
7. А кого она ворует в деревне? (курочек, уточек)
П. – Ребята, снова встаем на ножки.
Давайте попробуем изобразить хитрый лисий взгляд (слегка прищуриваем глаза, наклоняем головку на бок и улыбаемся).
Стану рыжей я лисичкой
И глаза сощурю хитро.
Хитро всем я улыбнусь,
Очень медленно пройдусь.
От своих проказ вам я
Не оставлю и следа (Имитация, как лиса заметает хвостиком следы)
Л. – Вот она какая!
П. – Лиза, я вот подумала, ну не могла же она просто так тебя обидеть, ведь на это всегда есть какая-то причина. Давай позовем сейчас лису Алису к нам в гости и спросим у нее, почему она так поступила.
Л. – Я ее боюсь!
П. – Не бойся, Лиза, мы с ребятами тебя защитим. Ребята, защитим белочку, если лисица вновь решит ее обидеть? (ответ детей)
Л. – Ладно, с вами мне ничего не страшно!
П. – Давайте вместе позовем Алису! (Дети зовут Алису, крича «в сторону леса», психолог тем временем достает игрушку лисицу)
А. – (Важно) Здравствуйте, дети, вы меня звали? (ответы детей)
А зачем?
Д. – чтобы узнать, зачем ты обидела белочку Лизу!
А. – (Виновато) Я вовсе не хотела ее обижать, просто она так весело прыгала по деревьям, торопясь к вам в гости, так радовалась, что мне тоже очень захотелось пойти с ней, а она меня не позвала. Вот я и обиделась, потому и стала ее обзывать.
П. – Почему же ты просто не попросилась с ней?
А. – Я постеснялась, а еще боялась, что она меня не возьмет с собой.
П. – Значит, вы просто друг друга не поняли! Лиза, не догадалась позвать Алису с собой, а ты, Алиса побоялась попроситься с ней. Такой пустяк, а вышло вот как нехорошо.
Алиса, ты хочешь что-нибудь сказать Лизе?
А. – Да. Лиза, прости меня, пожалуйста, я это все от обиды наговорила, у тебя очень нарядная шубка и красивый хвост. И вообще, мы с тобой очень похожи!
Л. – И ты меня прости, Алиса! Что я не позвала тебя с собой в гости к ребятам! И нам бы было веселее. Ничего, в следующий раз, мы обязательно придем вместе! (Обнимаются)
А. – Ребята, спасибо вам! Вы нам очень помогли. Теперь мы всегда будем дружить, и стараться лучше прислушиваться друг к другу. И вы тоже старайтесь лучше понимать своих друзей. Обещаете? (ответы детей)
Лиса и белочка : - До свидания, ребята!
Д. - До свидания, белочка Лиза, до свидания, лиса Алиса!
Заключительная часть. Рефлексия.
Вот видите, ребята, что бывает, если не думать о чувствах другого человека?
Обговорить с детьми, какие уроки они извлекли для себя сегодня, и что больше всего понравилось на занятии.
Как нужно себя вести, чтобы не случилось так, как с лесными подружками? А если так уж вышло, что нужно сделать? Правильно, ребята, вместо того, чтобы ругаться и драться, нужно выяснить причину и помириться.