Наталья Станинова
Конспект занятия «Башкирское жилище»
▼ Скачать + Заказать документы
"Юрта" (тирмэ)
Программное содержание:
1. Формировать знания детей о башкирском народе. Познакомить с устройством юрты. С особенностями интерьера ( две половины: большая - мужская (гостевая, меньшая - женская);
2. Познакомить детей с художественным оформлением юрты (цветовое решение, элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, рогообразные, сердцевидные мотивы).
Оборудование:
Макет башкирской юрты.
Публикация «Конспект занятия „Башкирское жилище“» размещена в разделах
Цветные фотографии.
Вариативные образцы башкирского орнамента.
Ход занятия:
На прошлом занятии мы узнали о том, как на Урале жил один народ. Как его называют? (Башкиры).
Отгадайте загадку:
Голову в небо устремила,
Сама синим зипуном накрылась.
Из синей травы стог поставила,
Верхушку открытой оставила.
Что это такое? (Юрта). А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней жить.) Давайте мы сейчас внимательно рассмотрим это башкирское жилище. (Рассматривание макета.) Какой формы юрта? (Круглая.) Крыша юрты была остроконечной или круглой. В центре крыши было круглое отверстие для освещения. У юрты была только одна дверь, окна отсутствовали.
Самым главным местом внутри юрты был очаг (костер). Он нужен был для тепла, света, приготовления пищи. Дым от костра-очага выходил в двери и в круглое отверстие наверху юрты.
Внутри юрта разделялась на две неравные половины: большая - мужская, меньшая - женская. Напротив входа, на мужской половине, было особое место для гостей. Там обычно ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрацев, узорных войлоков, перетянутых красивой лентой. На земле, на войлоках, клали коврики, на которых сидели гости. На женской половине располагалась посуда, пищевые припасы, одежда. Посмотрите на узорчатые ковры. Как они украшены? Каких цветов больше в орнаменте? Из каких фигур составлен орнамент? (Ромбы, многоугольники, квадраты, треугольники.) Также украшались посуда, полотенца, сбруя.)
Предложить детям украсить башкирским орнаментом юрту, выбрав по желанию разные формы. В конце занятия рассмотреть оформленные башкирские жилища, выделить отдельные элементы орнамента, определить, на что они похожи.