Яровая Влада Викторовна
Конспект занятия «Изготовление изделия из соленого теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» г. ВОРКУТЫ
Конспект интегрированного занятия
«Изготовление изделия из соленого теста»
Место работы: МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты
Автор: Яровая В. В., педагог дополнительного образования
Направленность: художественная
Вид деятельности: декоративно – прикладное творчество
Возраст учащихся: 6 - 9 лет
Воркута
Публикация «Конспект занятия „Изготовление изделия из соленого теста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2018
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Изготовление изделия из соленого теста».
Техническое оснащение занятия включает в себя :
• хорошо освещенный учебный кабинет;
• рабочие столы и стулья по количеству учащихся и отвечающие возрастным особенностям учащихся;
• фото образцы изделий из соленого теста.
Материалы и инструменты:
• необходимые для лепки: газета, набор стеков, доски для лепки, спички или зубочистки, скрепки, соленое тесто, иллюстрации с изображениями рыбки, схемы.
Цель и задачи занятия
Цель: Художественно–эстетическое развитие, создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление поделок из соленого теста.
Задачи занятия :
• Образовательные:
- познакомить учащихся с основными приемами и способами лепки из соленого теста;
- сформировать навыки лепки из соленого теста;
- активизация словарного запаса;
- закрепить способы лепки.
• Развивающие:
- развивать у учащихся внимание, память, логическое и пространственное мышление, воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию учащихся, смелость в изложении собственных замыслов;
- способствовать развитию личности.
• Воспитательные:
- привить учащимся навыки трудолюбия, целеустремленности, ответственности;
- развитие умения работать в коллективе, сопереживать, помогать друг другу, взаимовыручки, самоорганизации;
- воспитывать интерес к декоративно – прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Формы и методы работы
Форма организации занятия :
(лепка рыбки) - индивидуальная, позволяет адаптировать содержание, методы, тему занятия к индивидуальным особенностям воспитанников и вовремя вносить коррекцию в их деятельность.
Методы, применяемые на занятии :
Словесные методы: беседа, вопросы, объяснение, игры и физминутки, инструктаж;
Наглядные методы: показ педагогом этапов лепки рыбки, демонстрация фото образцов изделий из соленого теста;
Практический: самостоятельная работа воспитанников. Практический метод является ведущим на этом занятии и используется для закрепления теоретического материала, формирования умений и навыков учащихся работы с соленым тестом; освоения способов работы различными инструментами (стэки, зубочистки и т. д.);
Интеграция: позволяет на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество и умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями;
Прогнозирование результатов занятия
На занятии по лепке из соленого теста :
- учащиеся получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения работы с соленым тестом;
- учащиеся научатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
- создание трехмерных объектов способствует развитию пространственного мышления;
- во время работы учащиеся научатся синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшится его мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие формы, фактуры и т. д. ;
- на занятии по лепке из соленого теста воспитанник будет решать множество задач;
- подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств и еще многое другое, получив и освоив начальные навыки, ребенок будет готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Педагог: Здравствуйте ребята! Ребята, как вы считаете будет ли красива ваша комната, если вы украсите ее вещами, которые сделали своими руками?
А приятно ли получать подарки, сделанные своими руками?
Вручение подарка – одна из древнейших традиций человечества. Упоминание о подарках встречается еще в библейском описании рождения Иисуса Христа. Волхвы принесли в дар младенцу ладан и золотые изделия.
В древнем Риме было принято дарить ветви плодовых деревьев, фрукты и монеты. Древние египтяне дарили на Новый год каменные статуэтки и бронзовые фигурки.
С тех далеких пор изменились формы подарков, но суть осталась прежней. Подарок от Деда Мороза — это воплощение всего самого светлого, что есть в нашем мире. Это пожелание добра, и счастья, это доказательство того, что человек не один в мире, и рядом есть те, кто готов позаботиться о нем.
Подарок… При этом слове, каждый человек мечтательно вздыхает и представляет себе то, что, по его мнению, является самым необыкновенным, самым лучшим, самым-самым настоящим ПОДАРКОМ!
Ребята, не только дети, но и взрослые ждут подарки! мы с Вами можем стать настоящими волшебниками и подарить подарки нашим родным и близким.
Подарок несет в себе любовь, заботу и внимание. Подарок, сделанный с любовью и от чистого сердца, непременно принесет удачу!
И я вам предлагаю сделать подарок вашим близким своими руками – это будет поделка из соленого теста. А еще это отличная идея для украшения своей комнаты!
Основная часть
1 этап занятия – Правила техники безопасности, правила совместной работы, подготовка теста
Педагог: Дорогие мои подмастерья, вам необходимо знать правила техники безопасности, их знают все ребята нашей мастерской. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой и кисточкой размахивать нельзя, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, т. к. его замешивают с солью и с клеем.
Хочу вам напомнить правила совместной работы:
- работать дружно, быть внимательными друг к другу;
- быть вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;
- вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
- работать по намеченному плану, своевременно выполнять задания;
- следить за временем, доводить начатое дело до конца;
- качественно выполнять работу (как задумано, без ошибок, аккуратно, экономить материал;
- каждый должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Лепка рыбки
Каждому учащемуся необходимо приготовить: дощечка для лепки, стек, газету, зубочистки, скрепка. (Помогаю раздать желающие ребята).
Педагог: Ребята, продолжим нашу работу.
Посмотрите, что вам понадобится для лепки: дощечка для лепки, стек, газета, зубочистки, скрепка.
Лепить мы с вами будем сегодня из теста, для того что бы его приготовить вам понадобятся три несложных ингредиента, а именно: мука (1 ст., соль (0,5 ст., вода (0,5 ст., обратите внимание на схему приготовления теста. Хотелось бы вам рассказать, что вы можете на выбор добавлять в ваше тесто 1-2 столовых ложки клея ПВА для хорошего сцепления частей фигурки. А сейчас мы с вами вместе начнем изготавливать наше изделие, я буду показывать, а вы повторять, за моими действиями. Вы можете задавать вопросы. Если вам будет что-то не понятно. Приступим?
А сейчас я вам рассказу загадку и тогда вы мне скажете кого же мы сегодня будем с вами лепить: (Приложение 1)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком.
Заверните рукава, чтобы не испачкать одежду. Давайте разделим тесто для нашей рыбки поровну. (Педагог раздает детям тесто).
Возьмите тесто в руки. Помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Какое оно? ( Ответы ребят: пластичное, послушное, теплое, и доброе).
Вы правы, тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.
Подружились с тестом? Лепка из соленого теста не отличается от лепки из пластилина. Какие вы знаете приемы работы с пластилином? ( Ответы детей: раскатывание, расплющивание и т. д.)
Ребята, посмотрите на рыбку, давайте рассмотрим ее части тела. Скажите, из каких фигур состоит рыбка? ( Ответы детей: туловище – из овала, плавники-из треугольников) Молодцы.
А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:
Две руки
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Давайте лепить рыбку.
Сначала мы сделаем туловище рыбки: из одной части теста раскатываем шар, ладошкой сплющиваем его в лепешку и придаем ему форму овала. (Приложение 2, 3, 4) (Схема. Педагог показывает, дети за ним выполняют).
Теперь мы сделаем с вами плавники. Для этого надо скатать три шарика и заострить, чтобы шар принял форму треугольника. Плавники прикрепляются к туловищу при помощи надавливания пальцев. Давайте попробуем эти методы при лепки наших рыбок. (Педагог последовательно показывает процесс лепки, дети за ним повторяют приемы лепки).
Следующий наш шаг – глаза. Нам необходимо скатать два шарика, прикрепить их к голове при помощи зубочистки. (Завершение основы изделия).
Педагог: Ребята, предлагаю вымыть руки и немного отдохнуть, сделать физминутку. (Дети моют руки и выполняют физминутку.)
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Складываем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Педагог: Ребята, мы немного отдохнули, продолжим нашу работу?
Посмотрите на рыбку. Что нам осталось сделать? ( Ответы: чешую, украсить тело).
Кто из вас догадался, как мы будем делать чешую? ( Ответы детей: скатываем шарики, сплющиваем и приклеиваем к телу, при помощи зубочистки, при помощи скрепки и др. варианты.)
Предлагаю сделать чешую самостоятельно.
Практическая работа детей, которая помогает детям самостоятельно закрепить способы лепки (Раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней; раскатывать жгутики и собирать из них улитку).
Педагог: Молодцы, вы самостоятельно выполнили чешую. При помощи зубочистки наносим узоры (волны,клетку,точки)
Ребята, я вам предлагаю сделать вашей рыбке среду обитания. Представьте каким мог бы быть ее дом. ( Дети предлагают варианты : домик из камушков, много водорослей, ракушки и т. п.). Давайте изготовим каждой рыбке индивидуальный домик. Предлагаю это сделать вам самостоятельно. (Практическая работа детей)
Педагог: Молодцы ребята! Вашим изделиям необходимо подсохнуть 2-3 дня на воздухе, после чего мы с вами будем раскрашивать и украшать наших рыбок.
В завершение работы еще один секрет – «секрет чистых рук»,- приглашаю ребят вымыть руки.
Заключительная часть
Рефлексия:
Педагог: А сейчас давайте вспомним все секреты, которые я вам сегодня рассказала (Ребята вспоминают откуда пошла традиция дарить подарки, правила техники безопасности, рецепт теста, приемы работы с тестом). Назовите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось (не понравилось) на занятии. С какими трудностями вы столкнулись? ( Ответы детей: Мы узнали, как лепить из соленого теста. Тесто похоже на пластилин. Тесто доброе, пахнет хлебом. Мы не знали о том, что можно делать подарки из соленого теста.).
Сейчас я предлагаю сделать выставку ваших (однодневная выставка-рефлексия, проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания творческого подхода. Педагог предлагает детям назвать лучшее в каждой работе, особенно отмечает проявление творческой фантазии, предлагалось оценить детям их активность.)
Педагог: Сегодня мы с вами прикоснулись к волшебному миру лепки из соленого теста, мне хочется, чтобы вы подружились с этим прекрасным материалом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ. Мне было очень приятно с вами работать.
Вы сегодня вылепили из соленого теста подарки своим близким. Ваши рыбки высохнут, затем, на следующем занятии мы их раскрасим, что поможет сделать ваших рыбок еще более индивидуальными.
Нам осталось убрать свои рабочие места. Спасибо за внимание!