Валентина Засухина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающими миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает, страны,
Реки, горы, океаны
(глобус)
- А что такое глобус? (Глобус – модель Земли)
- А как вы понимаете, что такое модель Земли? (Модель Земли в уменьшенном виде)
- А что вы можете узнать о нашей планете Земля, посмотрев на модель нашей земли, т. е. посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, страны)
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где океаны, моря, а где суша, т. е. материки.
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
– Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт N 1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт N 2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт N 3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что– нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт N 4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт N 5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт N 6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт N 7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.
- А сейчас давайте поиграем: Игра: «Где спряталась вода?» - Посмотрите на картинки, и отыщите где спряталась вода в природе.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое, круговорот воды в природе?
-Посмотрите, на экран, когда солнце нагревает поверхность воды или суши, содержащая там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: лето – дождем, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
- Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
4. Загадки
Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.
Кругом вода
А с питьем беда
Кто знает, где это бывает? (Море)
Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Что за великан. (Океан)
Ни вода, ни суша
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой. (Родник)
Ребята, ответьте на вопросы:
Зачем нужна вода животным? Растениям?
Зачем нужна вода человеку?
Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? ( Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
- Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.
Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?
Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
5. Работа со знаками.
-А сейчас я вам предлагаю поработать с экологическими знаками. Перед вами лежат конверты, в них находятся знаки, но они разрезаны, вам необходимо их сложить и узнать, какие же знаки подходят по охране с водой, а какие нет.
Давайте придумаем правила к этим знакам, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.
Молодцы! Хорошо поработали!
- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах, давайте в парах придумайте экологические знаки, по охране воды, и нарисуем их.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА
Конспект занятия : «Путешествие капельки».
МАДОУ «Детский сад №1»
г. Чердынь
Засухина Валентина
Леонидовна
Конспект занятия предназначен для воспитателей. Обобщающие занятие с детьми 5-6 лет
Программные задачи:
1. Закрепить знания о неживой природе (вода). Свойства и состояние воды. Вода в природе и жизни человека;
2. Обобщить знания детей о круговороте воды в природе.
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.