Татьяна Воронова
Конспект занятия по художественному творчеству «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественному творчеству
Тема: «Русская матрёшка»
Возраст: 5-6 лет
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Обучающие:
•Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой как символом русского народного искусства.
•Приобщить детей к национально-культурным традициям.
Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству „Русская матрёшка“» размещена в разделах
• Учить технике рисования деталей украшения народной игрушки.
Развивающие:
•Развивать творческое восприятие, воображение, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.
• Развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.
• развивать интерес к народным игрушкам;
Воспитательные:
•Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
•Вызывать интерес к образу, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Оборудование и материалы: силуэты матрёшек из альбомного листа, краски, кисти, ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрёшек, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка.
Ход занятия:
1 блок. Организационный.
Входит воспитатель, в руках у него матрешка :
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
2 блок. Познавательный
-Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(матрешка)
- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
(Рассматривание матрёшек, элементов узоров, показ презентации)
На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрёшкам в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, Полхов-майданские и т. д. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.
Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.
Матрёшка отражает образ русской женщины. Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
3 блок. Продуктивный
Коллективная работа
Воспитатель : Ребята посмотрите кто к нам пришёл (входит девочка в сарафане и косынке). (Матрёшка)
-А чего же не хватает на её сарафане, чтобы она стала настоящей матрёшкой?
-Узоров на сарафане.
- А давайте украсим ей сарафан.
(Дети украшают сарафан, вырезанными цветами)
-Вот какая красивая, расписная матрёшка у нас получилась.
Физкульт минутка
-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрёшкин хоровод» :
Куколке - матрешке строим дом хороший :
Вот такой высокий, вот такой широкий!
В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.
Весело так пляшет, вам платочком машет.
(Матрёшка уходит).
А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой.
К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки) .
Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в «воздухе» (повороты кисти руки).
Узор располагается в центре сарафана (или фартука, а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.
(Показ образцов с разными вариантами использования узоров).
Дети приступают к росписи своих матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка
Итог занятия.
После окончания работы все матрёшки вывешиваются на ширму. И дети рассматривают их и выбирают : самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т. д.