Ольга Петрова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Летний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Петрова Ольга Валентиновна
Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная:
- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.
- Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы. Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Летний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
- Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательная:
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
- Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».
Планируемый результат:
Проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, взаимосвязям в природе.
Участие в беседах во время рассматривания предметов, объектов наблюдений, природных явлений.
Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объекта.
Проявление бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, карточки с изображением грибов, ягод, насекомых. Разрезные картинки с изображением животных, птиц, игрушка «божья коровка».
Ход занятия.
Знакомство с детьми.
- Ребята, на календаре весенний месяц март, а на улице настоящая весенняя погода: ярко светит солнце, тают сосульки, звенят ручьи. И птицы уже поют по-весеннему. А как вы думаете, в лесу также проявились весенние признаки, какие мы наблюдаем в городе.
Предположения и ответы детей.
- В марте в лесу еще очень много снега. Он не может так быстро таять, так как от яркого весеннего солнца его закрывают густые ветви деревьев. И только на опушках леса появились первые проталины.
- Я люблю лес! И он красив в любое время года! Но больше всего мне нравится быть в лесу летом. А кто скажет, какие месяцы должны пройти, чтобы наступил первый летний месяц. Ответы детей.
Петрова Ольга Валентиновна
- Вот бы попасть сейчас в летний лес! Чудеса ведь иногда случаются.
(Смотрит в сторону)
- Что за странная шляпа лежит в углу? Кто под ней прячется? Пойду, посмотрю. (Воспитатель надевает шляпу, берет трость, поворачивается к детям.)
- Ко мне в лес гости пожаловали. Пойду встречать. (Подходит к детям)
- День добрый. Я гриб – боровик. А вы в лес, я вижу, собрались. Так милости просим. Но сначала давайте вместе вспомним правила поведения в лесу.
(Ответы детей)
- Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвать.
- В лесу можно спокойно поиграть, но главное никому не мешать.
- Не загрязнять природу, быть осторожным с огнем.
- Не трогать лесных обитателей, птичьи гнезда.
- Не разрушать муравейники, не ловить насекомых.
-Молодцы. Хорошо правила знаете. А теперь я с вами поиграю, запутать вас постараюсь. А вы меня внимательно слушайте. Если поступки в лесу хорошие да правильные называть буду - говорите «Да!» А если так поступать нельзя – говорите «Нет!» (Игра на внимание)
- Я пойду сейчас в лесок и сорву ромашку. «Нет!»
- Съем я вкусный пирожок и выброшу бумажку. «Нет!»
- Лишний хлебушка кусок на пеньке оставлю. «Да!»
- Ветку ели подвяжу, колышек поставлю. «Да!»
- Разведу большой костер и тушить не буду. «Нет!»
- Сильно, сильно насорю и убрать забуду. «Нет!»
- Мусор весь я уберу, банку закопаю. «Да!»
- Я люблю свой лес родной, его оберегаю. «Да!»
-Молодцы, ребята, с заданием справились, теперь смело идем в лес.
- В лес отправимся гулять, будем весело шагать,
По тропинке пойдем, друг за дружкою гуськом.
- И вот пришли мы с вами на лесную полянку.
- Здравствуй, лес, прекрасный лес!
Полон сказок и чудес!
-Давайте посмотрим, что нас окружает. (ответы детей)
-Отгадайте загадку. Про какое это дерево?
«Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, белом сарафане». (березка)
-Правильно, покажите березку!
Да, березы не зря считаются красавицами лесов.
Особенно красивы березы во время цветения. Цветут березы в середине мая, одновременно с распусканием листьев.
Наряжается березка в листву и желтые сережки!
- А это могучее дерево, наверное, каждый знает?
«Он растет и ввысь и вширь
Это чудо богатырь!» (показ, ответы детей)
Это дуб. У дуба кривые ветки. Дубы любят свет, поэтому ветки дубов не прямые, а угловатые.
- В лесу растут и другие деревья. Отгадайте, какие?
Петрова Ольга Валентиновна
«Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!» (елка)
«Никто не пугает,
А вся дрожит» (осина)
- Деревья, ребята, бывают разные: высокие и низкие, они служат пищей, укрытием, домом.
-Какие вы еще знаете деревья, которые растут в лесу (ответы детей)
-Ребята, а что растет в лесу под деревьями? ( ответы детей: ягоды, грибы, растения.)
-Давайте их соберем. Девочки – ягоды, мальчики – грибы.
(Дети показывают, называют, что они собрали.)
- Молодцы ребята! А что можно сделать из грибов или ягод? (скушать ягоды свежими, сварить компот, варенье. Грибы – пожарить, засолить).
- Ребята, в лесу еще растут ядовитые грибы и ягоды. Но их не надо топтать, сбивать ногами – они служат кормом, а иногда и лекарством для зайцев, лосей и даже украшают лес.
(Смотрит вверх.)
- Ох, сейчас дождь пойдет. Не ко времени ты, дождик, гости у нас в лесу.
-Ребята, помогите мне, про дождик стихотворение прочитать.
Пальчиковая гимнастика («Дождик»)
-Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
-На грибок (круговое движение правой рукой)
- И на дорожку (обе руки вперед)
-Льется, льется – ой – ей – ей (покачивание головы)
-Побежали мы скорей. (бег на месте)
- Хотите узнать. Кто еще от дождика прятался?
-Если отгадаете загадку, то узнаете, какие насекомые спрятались от дождика.
«С ветки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка?» (кузнечик).
«Ни зверь, ни птица,
Нос как спица,
Летит, звенит,
Сядет, молчит.
Кто его убьёт,
Свою кровь прольет.» (комар)
- А как он звенит? (звукопроизношение) (з-з-з-з-з-з-з-з-з-з)
«Он работник настоящий,
Очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом
Из хвои он строит дом.» (муравей).
«Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
Я жужжу, когда кружусь.» (жук)
Петрова Ольга Валентиновна
- Как он жужжит? (звукопроизношение) (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж)
- Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и в
древесине. Одни умеют летать, другие ползать, третьи – прыгать, бегать.
- А этого жучка вы узнали?
(показ игрушки и ответы детей)
- Божья коровка хочет рассказать о себе.
- Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я хищник, я бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляю свои маленькие ножки в
поисках еды. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок растений. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
- Ребята, а каких еще насекомых вы знаете? (бабочка, стрекоза, пчела, шмель)
- Молодцы, хорошо отвечаете. А поиграть со мной хотите? Внимательными будьте, чтобы услышать, кого лишнего я назову.
Игра на внимание «Кто лишний»
Прилетели насекомые: бабочки, стрекозы, голуби! (что не правильно, почему)
Прибежали муравьи, ежи, жуки! (что не правильно, почему)
Прилетели аисты, мухи, комары! (что не правильно, почему)
-Насекомые, как и все обитатели леса – это часть природы. Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других.
- В лесу еще живет много зверей и птиц. Встречаться со многими из них не безопасно. А рассмотреть на картинках как они выглядят, каждому интересно будет. Но надо сначала немного потрудиться и собрать эти картинки из множества частей. (Рассматривание картинок. Дети называют, кого они собрали.)
- И с этим заданием вы справились. И потому, дарю я вам эту занимательную игру на память о нашей встрече. Быстро время прошло. Вам домой пора, а мне по делам. - Жду вас еще к себе в гости. А напоследок хочу напомнить:
- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
- Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Гриб – боровик прощается с детьми
Воспитатель, обращаясь к детям, подводит итог, спрашивает, что интересного дети узнали, побывав в лесу.