Евгения Келехсаева
Конспект занятия по развитию речи «В гости к бабушке Агафье» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №6 «СЕМИЦВЕТИК» комбинированного вида
городского округа город Шарья Костромской области.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема «В гости к бабушке Агафье» для детей старшего дошкольного возраста
Келехсаева Е. Г.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гости к бабушке Агафье“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель старшей группы «Васильки»
г. Шарья
2013 год
Цель: приобщение детей к народным истокам.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, сундук, самовар, чугунок, ухват, коромысло)
- Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар, рушник, коромысло)
- воспитывать добрые чувства к истокам народной культуры.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари; разучивание пословиц, поговорок загадок, хороводов; чтение русских народных сказок.
• игровая деятельность;
Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практическая деятельность детей, игровой, наглядный, вопросы к детям.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря: слова, обозначающие предметы старинного русского быта : ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, печь.
Материалы и оборудование: Центр народной культуры «Светлица» с предметами быта (печь, лавка, стол, старинная посуда, прялка, сундук и др)
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный момент) В. Дети, подойдите ко мне, Варя Старостина хочет прочитать стихотворение.
Ребята, у каждой мамы есть своя мама - ваша бабушка.
Варя С. Читает стихотворение
Очень бабушку свою.
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много,
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Вводная часть (мотивационный момент)
Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. внимания. Взрослый вначале не обращает на него внимание
В. Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?
В. Вы хотите узнать, что тут написано?
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.
Предположения детей.
Условия для развития самостоятельности и инициативы
Основная часть
Проблемная ситуация:
(Взрослый читает письмо).
В. Вот (показывает,от бабушки оно. (Читает письмо-приглашение).
«Здравствуйте, ребятки! Прошу вас помочь мне, старая я стала. Забыла, как некоторые вещи называются и для чего они предназначены. Помогите мне вспомнить.
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение! Бабушка Агафья.»
Поможем бабушке Агафье?
А в гости вы любите ходить?
В гости к ней вы собирайтесь, Быстро-быстро одевайтесь. Путь предстоит нам не близкий, далекий.
Ответы детей
Условия для развития, речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Художественное слово
Специалист «Светлицы» в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей.
Усаживает детей около печи.
Загадки
Подходим с детьми к сундуку.
В. Достает из сундука рушник и показывает детям
В. Достает из сундука сарафан, затем рубашку
В-ль показывает лапти
Б. А. Проходите, ребятки, усаживайтесь на лавку, я вас давно жду-поджидаю. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вы сегодня у меня - гости.
В. Обратите внимание, дети, нас усадили в красный угол (это место перед иконами, как почетных гостей, а непрошенных гостей садят возле порога.
Дети скажите, а вы знаете пословицы и поговорки про гостей?
Б. А. Какие молодцы сколько пословиц знаете
Посмотрите - Горница небольшая
Да красивая какая
На убранство поглядите
Что в горнице есть расскажите и бабушке Агафье помогите
В этой горнице много интересных и не известных вам до селе вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. Слушаем внимательно:
Прячет бабушка в нем вещи, сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите этот шкаф зовут…
Правильно. Это сундук.
Отгадаем, что есть в сундуке:
Говорит дорожка,
Два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
В старину полотенце называли рушник. Посмотрите, какой он красивый. Как он красиво вышит.
Кто запомнил, как эта вещь называется.
Слушаем следующую загадку:
Каждый день поутру
Надеваю я трубу
Ну не догадаться вам
Она зовется …
Посмотрите, какие красивые сарафаны носили в старину. Под сарафан одевалась рубашка
На ногах дети, как вы думаете, что носили в старину. Отгадайте загадку:
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт.
Не знаете? Это лапти. Их носили и взрослые и дети.
За водой в старые времена ходили на колодец с двумя ведрами и чтоб легче их было нести, использовали коромысло.
А вот о чем сейчас загадка :
Выпускает жаркий пар
Древний чайник …
Любили русские люди почаевничать, т. е. чай из самовара попить. Дети садятся на лавочку возле печки
Ответы детей (Для дорогого гостя и ворота настежь; доброму гостю и хозяин рад; много гостей –много новостей; гость на порог, ставь самовар и пирог; гость доволен – хозяин рад ;праздник придет и гостей приведет и др.)
Ответ детей (сундук) Паказывают сундук
Ответы детей (полотенце)
Дети рассматривают рушник.
3-4 ребенка повторяют название
Ответы детей (сарафан)
Дети рассматривают сарафан и рубашку
Дети рассматривают лапти
Дети рассматривают коромысло. Повторяют слово.
2-3 ребенка ходят с коромыслом
Ответы детей
(самовар)
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Физкульминутка:
Включаю песню –хоровод «Золотые ворота»
В. В старину, взрослые и дети, очень любили песни петь, хороводы водить и игры играть, давайте поиграем в игру «Золотые ворота». Беремся за руки, мы с Варей З. делаем воротца, а остальные взялись за руки и за бабушкой Агафьей пошли в воротца. Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих:
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас Условия для оздоровления детей и двигательной активности:
длительность в зависимости от степени утомляемости детей.
Мяуканье кошки.
В. Достает котика и ставит его на печку.
В-ль показывает прялку.
В. Поиграли, отдохнули.
Садимся на скамеечку.
А кто это к нам пришел?
Правильно, это котя- коток, котя серенький лобок. Вот только где он спрятался, я вам дам подсказку:
«Стоит изба из кирпича.
То холодна- то горяча»
Правильно, печь. Пусть котик греется на печи. А вы подумайте и скажите, для чего в избе нужна печь?
В каждой избе была печь- матушка, печь – кормилица. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Послушайте загадку.
«К низу узок, верх широк, не кастрюля…
Как вы думаете, для чего нужен чугунок?
Какие молодцы все загадки правильно отгадываете, а возьму–ка я и вытащу чугунок голыми руками из горячей печи. Можно?
Послушайте еще загадку.
«Из русской печи кашу тащи,
Чугунок очень рад, что схватил его … Правильно. Из печи чугунки нужно доставать ухватом, так удобно и не обожжешь руки. Попробуйте дети.
Вечерами хозяин с хозяйкой усаживался около печи и каждый занимался своим делом.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, из которой потом вязали одежду, носки, варежки.
Наши предки много работали, уставали, отдохнуть им помогала хорошая песня. Даже пословица есть «Делу время -…дети продолжите
Давайте послушаем русскую народную песню «Метелица»
Понравилась песня. Так и хочется поплясать
Ответы детей
(Печь, тепло, еду готовили)
Дети затрудняются, в. подсказывает (чугунок)
Дети повторяют
Дети отвечают (кашу,суп варить)
Ответы детей (нельзя, можно обжечься)
Ответ детей (ухват)
2-3 ребенка пробуют достать и поставить чугунок из печи
Дети разглядывают прялку
Ответ детей–потехе час»
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Итог НОД.
Оценка деятельности детей.
В. Показывает предмет
Бабушка Агафья приглашает детей попить чай с печеньем и конфетами.
В. Понравилось ли вам дети в избе у бабушки Агафьи? Вы у меня молодцы, познакомились с названиями некоторых предметов в этой избе. А сейчас я проверю, что вы запомнили, какой предмет как называется. Кто мне расскажет про какой-нибудь предмет, как он называется и для чего он служил?
Еще с какими предметами быта вы познакомились?
В. Молодцы. Сегодня вы были активными, внимательными. Что больше всего понравилось?
Русский народ всегда славился своим гостеприимством, и бабушка Агафья приглашает нас всех почаевничать.
Б. А. А сейчас милые ребятушки я приглашаю вас попить чай с пирогами, да конфетами да печеньицем Ответы детей.
Дети показывают и называют предмет и
рассказывают для чего он служит (рушник, ухват, чугунок, прялка, коромысло)
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для закрепления
нового материала.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.