Ирина Бадылевич
Конспект занятия по развитию речи «Зима. Сезонные изменения в природе» в старшей группе
▼ Скачать
План- конспект
занятия по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
Тема: «Зима. Сезонные изменения в природе»» (старшая группа 5-6 лет)
Цель: расширение представлений о зиме и сезонных изменениях в природе.
Программные задачи:
Формировать представления о зиме, ее приметах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зима, Сезонные изменения в природе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать умение в подборе прилагательных к существительным, формировать умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, умение составлять мини-рассказ на заданную тему;
Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц. Развивать ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память.
Воспитывать сосредоточенность, коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы: сюжетные картинки, мнемотаблица, елка, снежинка, мяч.
Методы и приё мы: наглядный (рассматривание иллюстраций, словесный (беседа, объяснение, рассказы воспитателя, вопросы, практический (продуктивная деятельность, выполнение определенных действий, упражнений, игровой (дидактическая игра, выполнение игровых действий).
Формы организации деятельности детей на занятии : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Начало занятия
1. Создание мотивации
Задача: вызвать у детей интерес к теме занятия.
Вводная беседа
Воспитатель. Дети, я предлагаю вам отгадать мою загадку. И вы узнаете о чем мы с вами сегодня будем говорить.
Шубку снежную надела,
Закружила, завертела.
Заковала речку в лед,
Встать на лыжи нас зовет. Зима
Воспитатель. Какое время года сейчас? Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?
Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
Ход занятия
Беседа о признаках зимы.
Задача: формирование представления о зиме, расширение и активизация словаря.
Воспитатель: Давайте вспомним характерные признаки зимы.
- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снега? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)
Воспитатель: Молодцы, ребята хорошо отвечали, все признаки назвали. Дидактическая игра «Кто больше?»
Задача: формировать умение правильно подбирать прилагательные к существительным.
Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем. Вам нужно подобрать к словам характерные признаки.
- Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый)
- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).
- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).
- Горка …. какая (снежная, скользкая, крутая).
3. Дидактическая игра «Один -много».
Задача: формировать умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Воспитатель. Сейчас поиграем в игру “Один-много”. У меня одна снежинка, а у тебя – много снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)
4. Беседа по сюжетным картинкам.
Задача: формирование умение рассказывать о зиме с опорой на картинку.
5. Физкульминутка.
Задачи: сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятия.
Дидактическая игра «Где снежинка»
Задачи: развивать умение правильного употребления предлогов с существительными.
Воспитатель. Смотрите, пока мы с вами занимались к нам в группу прилетела снежинка. Она хочет с вами поиграть. Вы будете на нее дуть, а снежинка будет от вас прятаться.
Экспресс-заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Задачи: упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц. Развивать ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память.
Воспитатель. Какой зимний праздник к нам скоро придет? (Новый год). Послушайте и постарайтесь запомнить стихотворение о новогодней елке.
8. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиком.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
Дидактическая игра «Подарки снеговику»
Задачи: развить наблюдательность, внимание, сосредоточенность, пространственное мышление, коммуникативные навыки.
Воспитатель. Ребята, у вас на столе лежат картинки. Посмотрите внимательно. Снеговики не могут найти свои подарки. Давайте им поможем и подарим подарки.
Подведение итогов
Воспитатель. Ребята, вы все молодцы. Но наше занятие подходит к концу. Оно вам понравилось? Скажите, что нового вы узнали?
Рефлексия
Воспитатель. Предлагаю каждому взять снеговичка и рассказать, что вам больше всего понравилась и почему?
Список использованных источников:
Кодекс Республики Беларусь об образовании. Минск: Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь, 2022. 511с.
Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2014.- 100 с. Лексика+грамматика Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет в 3 частях. Пятница Т. В. - Мозырь: Выснова, 2022. - 100 с.
Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2022. 383 с.