ольга питинова
Конспект занятия по знакомству детей с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
]Цели :
1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
2. Продолжать знакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;
3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев ; использовать в речи синонимы и сравнения.
Публикация «Конспект занятия по знакомству детей с русским народным творчеством» размещена в разделах
4. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активно поддерживать инициативу ответов на вопросы ; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения.
Ход:
(Предлагаю сесть, в круг на стульчики)
Включается музыка (запись гуслей)
1 слайд
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся во времена былины. Кто мне скажет: «Что такое былина»
Слово «былина происходит от слова быль. То, что было, но очень давно.
Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов.
.
Вот послушайте, как они пели:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Так слагалась былина.
.
Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская Земля, Родина, Россия - какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Послушайте, ребята, загадку:
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
И о ком же говорится в этой загадке?
Дети: О богатыре
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Богатыри очень много работали, тренировались, от того и были сильными, могучими.
Воспитатель: Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. И каждый раз вставали на защиту своей земли.
- И жили эти люди на Руси так давно, что нам стали казаться сказочными героями. Сегодня на занятии я расскажу вам об одном из богатырей-защитников Руси, которого называли «Солнцем земли Русской». Кто же это?
Святой благоверный князь Александр Невский. АЛЕКСАНДР - по-гречески означает «защитник людей». Этим красивым, мужественным именем назвал своего сына отец. С трёх лет Александра отдали на воспитание княжеским воинам.
Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр очень старался. Он вырос, превратился в ловкого, сильного и грамотного юношу (отрока, который любил читать и прекрасно писал.
Потому юному Александру отец дал в управление целый город - Новгород. Новгородцы восхищались своим князем. Но впереди всех ждали страшные испытания.
В те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен. А с другой стороны Новгороду объявили войну шведы.
Они приплыли на кораблях и хотели присоединить русские земли к своему королевству. Князю Александру они прислали письмо, в котором было написано: «Если сможешь- защищайся».
Князь Александр с войском выступил навстречу самонадеянному врагу. Утром войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю. Русские воины внезапно напали на врага. Завязалась битва.
Шведы бежали. С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр за эту победу получил к своему имени почётное прозвание – Невский, потому что эта знаменитая битва произошла на реке Неве.
Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги. Князь Александр со своим войском двинулся ему навстречу. Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень.
Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Физ. минутка:
Я по горенке иду (идут по кругу)
Друга я себе ищу (встают в пару лицом друг к другу)
Вот ты (два хлопка в ладоши друг с другом,
Вот я (два хлопка в ладоши)
Вот компания моя (кружатся под ручку)
Повторить 3-4 раза
.
Воспитатель: О всех ли защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Каких богатырей вы знаете?
Дети: Это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович Богатырь Микула Селянинович
Богатырь Никита Кожемяка
Богатырь Дубыня
Богатырь Вольга
Богатырь Алеша Попович
Богатырь Святогор
Богатырь Илья Муромец
Богатырка Синеглазка
Богатырь Добрыня Никитич
Воспитатель: С кем сражались русские богатыри?
Дети: Со Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником, Тугариным Змеевичем.
Воспитатель: А кого они защищали?
Дети: Всех, кто живет на родной земле: стариков, женщин, детей и всех слабых.
.
Воспитатель: Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.
О подвигах русских богатырей великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте посмотрим на картину и поговорим о ней.
Какой богатырь изображен в центре картины?
Дети: Илья Муромец
Воспитатель: Как вы догадались, что это Илья Муромец (ответы детей)
А какой он?
Дети: Он самый старший, могучий, мудрый.
Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)Он стрелец и боец отличный, на речах разумен, в жизни был тихий и спокойный.
Кто справа от Ильи Муромца?
Какими качествами обладал Алеша Попович?
А кто был главным другом богатырей (Конь)
Снаряжение на лошади называется упряжь.
Что сюда относится? (Уздечка,стремена,седло с
Как называется одежда богатырей?
Дети: На них кольчуга-железная рубашка
Воспитатель: Зачем нужна кольчуга богатырям?
Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Воспитатель: Кольчуга весила 7 килограмм.
Что защищало головы богатырей?
Дети: Шлем
Воспитатель: На Руси его называли шелом. Шлем оберегал голову-богатыря от ударов.
Какие еще доспехи имеются у богатырей?
Дети: Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч.
Воспитатель: Меч был главным оружием воинов-богатырей и ратников в ту пору на Руси. Меч называли булавой. На мечах давали клятву, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножнах.
Когда богатыри собирались вместе они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
Об этом говорится в следующих пословицах:
• Не родом богатырь славен, а подвигом
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать
• Мое богатство-сила богатырская, мое дело-Руси служить, от врагов оборонять.
Воспитатель: Вот, что завещали нам богатыри:
• Защищать свою Родину, беречь её. -
• Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
• Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
• Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Игра «Разрезные картинки»(богатырь и щит)
4. Рефлексия.
Воспитатель:
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Чувство торжества, гордости за свою Родину
Воспитатель: Наше занятие о русских богатырях подходит к концу. Вспомним, какой завет оставили нам богатыри
Дети: Защищать свою родину, беречь её. Защищать слабых бедных стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну-Родину.
Воспитатель: Скажите, дети, что вы сегодня узнали на занятии нового? Что показалось трудным? Что понравилось больше всего» Всем спасибо за работу, молодцы!
Ребята у меня для вас маленький сюрприз, чтоб у вас, что-то осталось от нашего занятия я вам приготовила Раскраски богатырей Русской Земли.