Ирина Суслова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экологии в старшей группе "Покормите птиц зимой", которое я подготовила для проведения семинара по экологии в нашем ДОУ.
Цель: формировать экологическую культуру; обобщённое представление о зимующих птицах, привлечь воспитанников к природоохранной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление о зимующих птицах; о корме для птиц; о пользе птиц;
- закреплять умения узнавать и называть птиц;
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- уточнить и закрепить знания детей об особенностях птиц : внешнем виде, питании;
Развивающие:
- развивать мышление, наблюдательность, речь, познавательный интерес;
- развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций, фотографий птиц, чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов, изготовление кормушек, подкормка птиц, организация дидактических игр "Отгадай по описанию", "Четвертый лишний".
Оборудование:
-мультимедийное оборудование;
-мультимедийная презентация «Птицы».
-дидактические игры «Опиши птицу», «Узнай по фотографии».
-листовки.
-музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года», голоса птиц.
-оборудование для продуктивной деятельности: альбомные листы для рисования с предварительно нарисованным заголовком, простые и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, силуэты птиц, клей.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
Воспитанники заходят в группу. Педагог обращается к детям:
- Ребята, когда я гуляла в выходной день по парку, то обратила внимание на нахохлившихся птиц и сфотографировала их.
(Демонстрация фотографий с нахохлившимися птичками. Педагог поясняет, что птички похожи на шарики не из-за того, что они наелись и стали такие толстые. А совсем наоборот. Сытые птички от мороза прячутся в укромные места. А голодные ищут корм. Они распушают свои перышки, чтобы их перышки стали похожи на пушистую шубку, и таким образом пытаются согреться.)
Беседа с детьми.
- Как вы считаете, как птицы себя чувствуют?
- Почему они грустные?
- Какие чувства эта фотография вызывает у вас?
- Почему вам их жалко?
- Вы бы хотели им помочь?
Педагог: Да, голодно птицам зимой-нигде нет ни насекомых, ни гусениц, ни червяков. Под снегом остались ягоды и семена. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
- Как вы считаете, должны ли люди помогать птицам зимой? (да)
- Мы можем помочь этим бедным птицам? (да)
- А как мы можем помочь птицам?
Дети: развесить кормушки и насыпать туда корм.
2. Основная часть.
- А хорошо ли вы знаете зимующих птиц?
Дети: Да.
- Вот сейчас мы это и проверим.
Игра «Угадай птицу»
- Предлагаю поиграть в игру «Угадай птицу по фотографии».
Если вы правильно назовёте птицу, она появится на экране, а потом вся птичья стайка вас порадует своим щебетанием.
Раздаю детям картинки с изображением части птицы, объясняю, что, когда я фотографировала птиц в парке сделала неудачные фотографии и нужно отгадать, что за птицу я сфотографировала и описать её.
- Настя, ты догадалась, что это за птица? Расскажи, что ты знаешь об этой птице?» и т. д.
Спрашиваю: чей хвост? (хвост вороны, чья грудка? (грудка снегиря, чей клюв? (клюв клеста) и т. д.
С каждым правильным ответом на экране появляется изображение птицы.
На последнем слайде стайка птиц на кормушке и птичье щебетание.
- Молодцы, зимующих птиц вы хорошо знаете.
- А сейчас я вам предлагаю немного подвигаться.
Физминутка: «Скачет шустрая синица» А. Барто
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Педагог:
- Но так весело синичка и другие птички прыгают только, если они не замерзли. Зимой сытым птичкам никакой мороз не страшен. А вот голодные могут быстро замерзнуть и погибнуть.
- А знаете ли вы, чем птички зимой питаются?
Дети: Да.
Игра с мячом «Кто чем питается?»
Педагог: А вот сейчас и проверим. Поиграем в игру. Я буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить, чем она питается в зимнее время и бросать мяч мне обратно. ( чередую: птица-корм, корм-птица)
Синица – несолёное сало, семечки.
Ворона – всеядная, находит еду на свалке, хлебные крошки, мясо, сало.
Снегирь – ягоды рябины, семена ясеня, шишки.
Клёст – семена шишек.
Воробей – семечки, хлебные крошки, зёрна.
Свиристель – ягоды рябины, калины, шиповника.
Сорока – всеядная птица, находит еду на свалке.
Голубь – семечки, хлебные крошки, зерна.
- А ещё я хочу, чтобы вы знали и запомнили, что кормить птиц свежим очень мягким хлебом, солёным салом и жареными семечками нельзя и очень вредно. Они от этого могут заболеть. Запомнили, чем нельзя кормить птиц? (да)
И еще надо запомнить важное правило:
Птичкам нужен корм каждый день.
Сытой птичке никакой мороз не страшен.
Педагог:
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете зимующих птиц и чем можно кормить птиц зимой!
- А знаете ли вы, какую пользу приносят птицы человеку? (Ответы детей.)
Беседа о значении птиц в природе.
Птицы доставляют радость людям своей красотой, своим пением.
Они помогают человеку сохранять урожай и растения от вредителей. Представьте себе, что одна синица спасает от вредных насекомых до 10 деревьев. А такой всем известной пташке как воробей даже памятники за это поставлены в Америке и в Беларуси.
А ещё птицы умеют предсказывать погоду. Послушайте, какие приметы о птицах знают ваши родители.
Приметы – видеоролики от родителей:
- Если воробьи дружно расчирикались, жди оттепели.
- Ворона кричит зимой – к метели.
- Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
- Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.
Художественно - продуктивная деятельность.
- Ребята, когда я фотографировала этих бедных птиц, обратила внимание на то, что люди, гуляющие на улице равнодушно проходят мимо кормушки и птиц.
- Как вы считаете, мы можем помочь этим бедным птицам?
- А как мы можем помочь птицам?
- Кто их может покормить?
- Мы можем обратиться к жителям микрорайона?
- Как мы с вами можем сообщить жителям о том, чтобы они тоже подкармливали птиц?
(Ответы детей.)
- Когда человек о чем-то хочет сообщить людям или обратиться к ним с просьбой, он иногда обращается к людям вот таким способом.
(педагог предлагает рассмотреть листовки).
Показать натуральные рекламные листовки.
- Это листовки. Листовки оформляют на небольшом листе бумаги или картона. На нем изображают рисунок и какую-либо познавательную информацию, призыв, просьбу. Они должны быть яркими, чтобы привлечь внимание людей.
Показать листовки с птицами.
- А вот такие листовки нарисовали такие же ребята, как и вы. Я их увидела в интернете.
Беседа с детьми.
- Как вы думаете, можем ли мы оформить листовки для жителей города с просьбой "Покормите птиц!"?
- Вы согласны оформлять листовки?
- А что мы с вами будем изображать на наших листовках?
Дети рассказывают о том, что они хотели бы изобразить
на листовках, а педагог на слайде схематично изображает
кормушку, птицу, корм, и надпись с просьбой.
- Ребята, скажите, каких птиц вы будете изображать на листовках?
(зимующих)
- Ребята, мы с вами уточнили, каких птиц мы будем изображать на листовках.
- А сейчас присаживайтесь за столы и приступайте к работе.
(педагог предлагает детям листы бумаги с заголовком
«Покормите птиц зимой!»)
- Вначале мы нарисуем кормушку, затем наклеим птицу и нарисуем корм в кормушке. Я уверена, что у нас получатся замечательные листовки! Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу с детьми.
Подведение итогов занятия,
- Ребята, как вы считаете, у нас получились листовки? (да)
- А для чего мы оформляли листовки? (чтобы люди кормили птиц и не проходили равнодушно мимо кормушки)
- А что мы будем делать дальше с листовками? (раздадим людям)
- Ещё можно листовки разложить по почтовым ящикам или наклеить у подъезда на специальном стенде для объявлений.
- Как вы думаете, наши листовки привлекут внимание жителей города? (да)
- Их будут читать жители? (да)
- Они помогут этим бедным птицам? Как? (ответы детей).
- Я уверена, что жители нашего города обратят внимание на наши листовки и начнут подкармливать птиц.
- Мне очень приятно было с вами сегодня заниматься таким важным делом.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились?
- А что было трудным для вас?
Если вы считаете, что сегодня на нашем занятии вы хорошо работали и успешно со всем справились, прикрепите птичку на кормушку.
Если же считаете, что не всё у вас вышло, то посадите её на веточку рядом с кормушкой.
(на доске ватманский лист с изображением кормушки)
Дети берут птичку с двухсторонним скотчем и приклеивают.
Педагог прикрепляет полосу с надписью «Покормите птиц!»
- Смотрите, ребята, у нас и плакат получился! Мы его прикрепим в нашем детском саду у входа.
- Не забудьте, когда пойдете домой взять свои листовки и наклеить их у подъезда, на специальных стендах в микрорайоне, опустить в почтовые ящики, чтобы люди прочитали их и не забывали подкармливать птиц.
- А давайте запишем видеообращение к жителям поселка!
После окончания работы, дети выстраиваются с листовками в руках.
Ребенок читает стихотворение:
А сейчас на прогулке мы развесим угощения для птиц, которые мы с вами сделали на занятии кружка «Мастерилка». Они уже подсохли и их можно вывешивать. Птицы будут очень рады!