Приложение МААМ

Конспект занятия по краеведению «Люди Крыма и их культура» (старшая группа)

Леся Матвиец
Конспект занятия по краеведению «Люди Крыма и их культура» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по краеведению.

Старшая группа

Тема: Люди Крыма и их культура

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Люди Крыма и их культура“ (старшая группа)» размещена в разделах

Цель: формировать познавательный интерес детей к культуре народов Крыма через знакомство с традициями обычаями, праздниками. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Программное содержание:

Познавательное:

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни крымских народов, их обычаях, традициях.

Художественно-эстетическое развитие:

- вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту национальной одежды.

Эмоционально-ценностное: воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям; воспитывать чувство любви к родному краю,дружеские взаимоотношения в детском коллективе

Физическое развитие:

Знакомить с народными играми.

Ход занятия

Мир Вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу тёплую желанную

Приготовили для вас!

Родной наш край

родной наш край

Собрал народов братства.

И каждый рад сказать сейчас

Сердечное всем «Здравствуй»

А давайте поприветствуем наших гостей на украинском языке

-Добрий день!

А теперь по татарски:

- Селям Алейкум!

Давайте вспомним где мы живем? (страна Россия, Республика Крым, поселок Первомайское).

Ребята, мы с вами живем в красивом солнечном краю – полуострове Крым. А знаете ли вы, как назывался Крым в давние времена? Назывался наш полуостров сначала Таврикой, потом Таврией, а чуть позже Тавридой. Много разных народов встретилось на нашей древней земле, и она до сих пор хранит память о каждом из них в географических названиях рек и озёр, горных вершин, городов, сёл, заливов. Крым наполнен сказками и легендами. Люди самых разных национальностей населяют нашу землю. У каждого народа свой язык. К языку необходимо относиться с уважением – ведь это богатство, которое передали твои родители. Его нужно хранить и беречь, чтобы затем передать своим детям. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где мы родились и трудимся, где живут наши родители и друзья. Также у каждого народа есть свои традиции и обычаи. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых народах, живущих в нашем общем доме – русские, украинцы, крымские татары.

А ещё у каждого народа существует национальный костюм. В разные времена, в одной и той же стране носили люди разную одежду. Однако национальные костюмы, созданные многими поколениями людей, не меняются и сегодня. Любой национальный костюм – это ценный памятник истории и культуры.

Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Ребята, а как вы понимаете слово традиция? Что это такое? (Предложения детей.)

Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Новый год; День Рождения; Отдых на природе ; Рыбалка)

Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция?

Дети. Праздник Масленица.

Воспитатель. Что вы о нём помните?

(Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами.). (На экране картинки праздника - масленицы). Масленица- один из любимых народных праздников русского народа, который из века в век передаёт состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян! Долгожданное прощание с зимой (проводы зимы) и весёлая встреча весны, солнечного тепла и начало пробуждения природы и полевых работ. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь солнца на масленицу пекли блины.

На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои.

Давайте поиграем в игру «Карусель» в нее часто играют на Масленицу.

В женский костюм входит платье (кульмэк, жилетка (камзол, штаны – шаровары. На голову повязывали платок нарядный, тюбетейку или шапочку-калфак. Мужской же костюм состоит из рубахи (кульмэк, штанов (ыштан) и жилетки (камзол).На ноги обували туфли или сапожки (ичиги).

Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды

Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. В крымско-татарской семье существует обычай целовать руку родителям,дедушкам,бабушкам в знак уважения к старшим.

Сабантуй праздновали на окончание посева урожая. На праздник Науруз прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились.

Для каждого народа традициями считались народные праздники и

гуляния. На гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке, играли в игры.

-Давайте мы сейчас поиграем в народную крымско – татарскую игру «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга.

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу.

Мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком - это длинный пояс.

- Для украинских костюмов характерны яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты и украшения.

Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок.

Украинский Праздник Купала посвящен летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В этот день народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше, аж до зимнего солнцестояния. А ещё с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных.

В ночь на Ивана Купала проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём. Большая часть из них происходила ночью. Купание в водоеме - одно из обязательных действий в празднике Купала. В купальскую ночь молодые люди прыгали парами через огонь — смoтpeли, ктo вышe пpыгнeт – тoт бyдeт cчacтливee. Обязательным атрибутом купальской ночи были венки. Венками и веночками девушки украшали себя, деревья, потом дома и хозяйственные постройки.

Особым ритуалом в купальскую ночь было пускание венка на воду.

На этом празднике люди водили хороводы, пели песни, устраивали соренования.

Я вам предлагаю поиграть в хороводную игру «Подоляночка».

– Итак, мы сегодня говорили о народах, проживающих на территории Крымского полуострова, об их культуре, традициях и обычаях. Перечислите, пожалуйста, что это за народы? ( Ответы детей: русские, украинцы и крымские татары). Интересно ли вам сегодня было на занятии? (Ответы детей). Что вы узнали для себя нового? Что понравилось больше всего или что было интереснее всего? (Ответы детей).

– А в заключение хотелось бы сказать, что каждый народ и его культура уникальны по-своему и мы должны относиться с уважением ко всем национальностям, их традициям, обычаям. И, самое главное, жить вместе в мире и согласии.

(В конце занятия проводится танец-игра под песню «В нашей группе все друзья»).

В нашей группе все друзья.

И раз, два, три.

Вы и мы, и ты и я.

И раз, два, три.

1. Повернись к тому, кто слева,

Повернись к тому, кто справа.

Мы одна семья.

2. Руку дай…

3. Улыбнись тому, кто…

4. Подмигни…

5. Обними…

6. Усади…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для формирования представления детей с понятием.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по лепке «Ваза с цветами» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Ваза с цветами» (старшая группа) Цель: изготовление вазы с цветами из пластилина. Задачи: - Развитие мелкой моторики рук - Формирование творческих способностей детей.

Конспект занятия «Дары Осени». Старшая группаКонспект занятия «Дары Осени». Старшая группа Конспект «Дары Осени». Старшая группа. Цели:- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей; овощей и фруктов; - уточнить представление.

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции» Задачи: • Формировать представления детей о Конституции РФ,гражданских правах и обязанностях. • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа) Программное содержание: • Расширить и уточнить знания детей об улитке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма» Программное содержание : - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; - Развивать связную речь, учить строить сложные.

Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа) Возраст: старшая группа. Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи: 1. Дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Люди Крыма и их культура» (старшая группа)
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 22:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению «Люди Крыма и их культура» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Леся Матвиец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД