Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»

Вера Коровашкина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казённое учреждение детский дом – интернат для умственного отсталых детей «Южное Бутово» департамента социальной защиты населения города Москва.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»

Воспитатель ГКУДДИ

«Южное Бутово»

Коровашкина Вера Ионасовна

Москва 2013

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, Рассказывание сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах

Раздел детская художественная литература

Тема занятия : Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»

Цель занятия : «Познакомить с содержанием сказки «Гуси-лебеди».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-расширение представлений о перелетных птицах;

-формировать умение слушать рассказ взрослого, не перебивая, дослушивать его до конца;

- продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику;

- обучение полному элементарному последовательному выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди».

- расширять словарный запас за счет имен прилагательных глаголов способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

- формировать умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Коррекционно- развивающие:

- развивать умение вслушиваться в речь взрослого;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать познавательную и регулирующую функцию речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимание, памяти, воображения нравственных представлений.

Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать умение подражать;

- формировать умение согласовывать действие с действиями других детей.

- формировать умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства

Наглядно – дидактический материал:

Книга с иллюстрациями «Гуси – лебеди», цветные иллюстрации к сказки, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Ход занятия

Организационный момент. (Объявление темы занятия.)

Воспитатель приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места на стульчиках перед мольбертом.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди – тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.

Вводная беседа. (Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи)

Воспитатель помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке и книгу «Гуси-лебеди».

Воспитатель. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказку? Кто из вас пробовал рассказать сказку сам?

Ответы детей.

Самомассаж губ «Клювики»

Вытянуть губы трубочкой, а затем указательными пальцами сдавить губы слева и справа в направлении к центру – получается смешные клювики.

1. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ. (Развитие речевого слуха).

Гуси – лебеди

Отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Подбрось в меня дровец,— говорит печка, — тогда скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка

сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:

Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула баба-яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей- лебедей и послала в погоню.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей. Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам.

Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси- лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе- яге.

А Маша и братец вылезли из печки и пустились домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы

Упражнение для глаз (комплекс 1)

И. П. – сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

Глаза вправо - вверх.

Глаза влево – вверх.

Глаза вправо – вниз.

Глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза

Физкультурная минутка

«Гуси серые»

И. П. – стоя в проходе между партами.

Гуси серые летели, Взмахи руками в стороны.

На лужайку тихо сели, Приседания.

Походили, поклевали, Ходьба, наклоны.

Потом быстро побежали. Бег и ходьба

2. Беседа «о сказке. (Развитие диалогической речи.) Сделав небольшую паузу, логопед начинает с детьми беседу по сказке.

Воспитатель. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?

1-й ребенок. Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.

Воспитатель. Что сделала Маша?

Дети. Она пошла искать братца.

Воспитатель. Кто помог ей сначала?

2-й ребенок. Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить дров и показала ей дорогу.

Воспитатель. Кто помог ей потом?

3-й ребенок. Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки и показала, куда бежать дальше.

Воспитатель. Кто еще помог Маше?

4-й ребенок. Потом Маше помогла молочная речка — кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.

Воспитатель. Куда пришла Маша и что там увидела?

1-й ребенок. Маша пришла в лес и увидела избушку. В избушке сидела баба-яга, а перед окошком сидел Ванюшка.

Воспитатель. Что сделала девочка?

Дети. Девочка схватила братика и побежала домой.

Воспитатель. Кто помчался в погоню за детьми?

Дети. За ними полетели гуси-лебеди.

Воспитатель. Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей?

Дети. Маше опять помогала речка, яблонька и печка.

Воспитатель. Удалось ли гусям отнять Ванюшку?

Дети. Гуси улетели к бабе-яге ни с чем.

Воспитатель. Чем закончилась сказка?

Дети. Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки

Пальчиковая гимнастика

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок Большим пальцем

У гусыни есть гусенок, поочередно касаются

У индюшки – индюшонок, остальных начиная с мизинца

А у утки есть утенок,

У каждой мамы малыши - Перебирают пальцы по очереди

Все красивы, хороши

3. Подвижная игра «Ласточки летели». (Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.)

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и вспомнить игру «Ласточки летели»»

Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками как

Все люди глядели. крыльями.

Ласточки садились, Приседают, сложив руки за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели. Опять бегут по кругу, взмахивая ру

Полетели, полетели, ками

Песенки запели.

4. Повторное рассказывание сказки педагогом. (Нацеливание детей на последующий пересказ. Развитие речевого слуха детей.)

Воспитатель вновь приглашает детей на стульчики перед мольбертом.

Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам сказку еще раз. Вы будете внимательно слушать, чтобы потом рассказать сказку мне. (Читает сказку второй раз.)

5. Пауза. (Обдумывание сказки детьми.)

Воспитатель заканчивает рассказывание сказки и предлагает детям подготовиться к пересказу.

Воспитатель. Теперь вы немного подумаете и попробуете рассказать сказку мне.

Упражнение для глаз (комплекс 2)

Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 сек. Открыть посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 сек. Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 сек. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза.

6. Составление логопедом плана пересказа. (Развитие речевого слуха.)

Воспитатель предлагает каждому ребенку план его части пересказа.

Воспитатель. Начнет рассказывать сказку Даша. Она расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?

Дальше сказку будет рассказывать Рома. Он расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.

Продолжит пересказ Ваня. Он расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.

Закончит пересказ Вадик. Он расскажет о приключениях детей по дороге домой, о том, чем закончилась сказка

Артикуляционная игра «Дятел»

Цель: Укрепить мышцы языка, выработать подвижность языка и подготовить его к вибрации необходимой для звука «Р»

Описание артикуляции:

Улыбнуться открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося отчетливо звуки. Д-д-д-д-д. Постепенно ускорять темп.

7. Пересказ сказки детьми. Развитие связной речи, памяти.)

Дети пересказывают сказку, логопед оказывает им необходимую помощь, привлекает их внимание к плоскостным фигуркам на мольберте с помощью указки. Можно предложить детям помогать друг другу.

Заключительная часть

Итог.

Воспитатель: Какие вы, ребята молодцы!

Слушали сказку внимательно, отвечали на вопросы.

Сказка вам понравилась?

(Ответы детей)

Кто сегодня был молодец? (Дети используя жест «я».)

Составила: Коровашкина

Вера Ионасовна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Елена Гавриловна Сайкина, Жанна Евгеньевна Фирилёва. Физкульт-привет минуткам и паузам. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2006.

2. Авт. – сост. А. В. Никитина. – СПБ. : КАРО, 2009. 20 лексических тем.

3. Новиковская О. А., Веселая зарядка для язычка. «Игры и упражнения для развития речи и дикции. АСТ: Полиграфиздат; СПБ. : Сова, 2011-206.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Три медведя» Государственное казённое учреждение детский дом – интернат для умственного отсталых детей «Южное Бутово» департамента социальной защиты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 13:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Коровашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД