Нелла Другова
Конспект занятия «Ванька-встанька»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развитие сенсомоторной основы речи: продолжать развивать перцептивные действии при обследовании игрушки; развивать координацию движений общей и артикуляционной моторики.
Развитие физиологической основы речи: развивать длительность диафрагмального речевого выдоха.
Развитие речи:
Звуковая культура речи: упражнять детей в произношении звуков т, т’, к, к’; продолжать развивать фонематический слух; развивать просодические элементы речи: темп и ритм.
Публикация «Конспект занятия „Ванька-встанька“» размещена в разделах
Словарная работа: активизировать в речи существительные из лексической темы «Игрушки» (кукла, машина, зайчик, совок и т. д.); вводить в словарь и активизировать в речи глаголы, обозначающие действия с игрушками (кормить, одевать, гладить, звенеть, переносить и т. д.)
Формирование грамматического строя речи: учить составлять простые предложения по совершаемым действиям.
Связная речь: учить детей составлять высказывание из 1-2 предложений по совершаемым действиям (по восприятию).
Развитие коммуникативных умений: продолжать развивать умение использовать просодические, паралингвистические элементы речи в зависимости от содержания высказывания: темп и ритм; создавать условия для развития речевой активности детей при действиях с игрушками.
Оборудование: игрушки: машина, кукла, зайчик, пирамидка, кастрюлька, поезд, погремушка, совок, медведь, ведерко, Ванька-встанька.
Ход занятия
1 часть – создание речеактивизирующей ситуации.
Сюрпризное появление машины с игрушками. Машина въезжает в группу. Воспитатель вместе с детьми достает игрушки, дети рассматривают их, называют. Затем каждый ребенок выбирает ту игрушку, которая ему больше понравилась. Дидактическое упражнение «Как можно играть с этой игрушкой?». Каждый ребенок говорит, как можно играть с той игрушкой, которую он держит:
- кукла (кормить, одевать, укладывать спать);
- машина (катать, нагружать, разгружать, возить);
- зайчик (прыгать, гладить, кормить);
- кастрюлька (готовить, варить, кормить);
- поезд (катать, перевозить, загружать);
- погремушка (звенеть, трясти, стучать);
- совок (копать, строить, нагружать);
- ведерко (накладывать, делать куличики, переносить);
- медведь (кормить, гладить, укладывать спать).
Воспитатель достает еще одну игрушку «Ванька-встаньку» (неваляшка) и спрашивает: «Что это за игрушка? Что с ней можно делать?» Предположения детей.
2 часть – привлечение внимания детей к оформлению речи.
Воспитатель: «Ванька-встанька, поиграй-ка!». Педагог делает сильный наклон игрушки, чтобы были медленные ритмичные покачивания куклы и говорит: «Ванька-встанька танцует, тики-так, тики-так» (медленный темп и ритм). Далее делается небольшой наклон игрушки для быстрых покачиваний: «Ванька-встанька танцует, тик-так, тик-так» (быстрый темп и ритм). Повторяются быстрые и медленные движения куклы, а воспитатель проговаривает вместе с детьми фразы.
3 часть – развитие сенсомоторной основы речи.
Ванька-встанька приглашает детей поиграть:
Ванька-встанька, поиграй-ка,
Наших деток покачай-ка! Дети выполняют наклоны туловища из стороны в сторону
Ручки пусть похлопают! Дети хлопают в ладоши
Ноженьки потопают. Дети топают ногами
Губки улыбнутся Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка»
В трубочку свернутся. Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Трубочка»
Ванька-встанька дает детям игрушку «Мыльные пузыри». Выполнение дыхательной гимнастики, выдувание мыльных пузырей.
4 часть – активизация речи детей.
Ванька-встанька зовет другие игрушки поиграть с ним. Каждый ребенок со своей игрушкой и Ванька-встанькой придумывает игровое действие, показывает его и говорит, что он делает. Например: «Кукла танцует с Ванька-встанькой, тики-так, тики-так», «Ванька-встанька катается на машине», «Зайчик прыгает с Ванька-встанькой, тик-так, тик-так» и т. д. Педагог помогает детям формулировать фразы.