Елена Кулакова
Конспект экскурсии «В гости к муравьям» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии по познавательному развитию «В гости к муравьям» в средней группе
Цель: расширить представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях.
Задачи:
1. Обучающие
• По экологии: формировать начала экологической культуры на основе взаимодействия детей с предметно – природным миром, который их окружает; продолжать знакомить детей с насекомыми;
Публикация «Конспект экскурсии „В гости к муравьям“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
• По развитию речи: обогащать словарь детей существительными; учить понимать речь; упражнять в правильном произношении звукоподражаний.
2. Развивающие
• Развивать речь, координацию движений, дыхание; развивать память, внимание, мелкую моторику, сенсорные способности через игры и упражнения; способствовать усвоению понятия «насекомые»;
3. Воспитательные
• Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное отношение и эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа: насекомые, вредители, хищники, муравейник, улей, скворечник, муравейник, трудолюбие.
Методы и приемы: художественное слово, иллюстрации, игровой прием, сюрпризный момент, беседа, показ, рассказ, развивающие игры, исследовательская деятельность.
Предварительная работа: -работа с иллюстративным материалом по теме «Насекомые»;
- чтение литературных произведений: К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха» В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», Л. Толстой «О муравьях»;
- загадывание загадок о насекомых;
- упражнения на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»;
- подвижные игры «Муравьи», «Муравьи и дождик», «Муравьиная тропа»;
- прогулки по экологической тропе и наблюдения за насекомыми.
Ход занятия:
Вводная часть
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы – хоть убей,
Жить не может … (муравей)
Воспитатель: - Задумался однажды муравей над тем, почему это птиц, рыб, насекомых называют животными. Думал, думал и решил: «Наверное, потому, что они все живые. А жизнь им дают природные стихии: земля, вода, воздух и солнечное тепло. Без них не может обойтись ни одно животное. Но для каждого вида животных какая-то стихия становится главной: для птиц – воздух, для рыб – вода, для кротов и муравьёв – земля. Вот как интересно устроен мир!
Основная часть
Воспитатель: - Ребята, кто знает, где живут муравьи? (в лесу, в поле, на улице). Давайте вместе с вами отправимся на экскурсию по участкам детского сада, найдём муравейник и поближе познакомимся с его жителями.
Воспитатель с детьми находят муравейник на территории детского сада.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
• как называется дом муравья (муравейник);
• на что похож муравейник (на горку, на кучку);
• из чего строят свой дом муравьи (из веточек, палочек);
Воспитатель: - Ребята, а кто показывает вам дорогу домой? (мама, папа)
А вот муравьи находят свой дом-муравейник по запаху.
Воспитатель: - Муравьи очень трудолюбивые насекомые и очень сильные. Они могут поднимать предметы, которые в 10 раз превосходят их собственный вес.
Муравьи как санитары, они убирают всё, что может навредить природе.
Посмотрите, как муравьи работают, как они собирают мусор вокруг своего муравейника, какие они при этом дружные.
Предлагаю детям взять пример с муравьёв и навести порядок на своём участке.
Проводятся трудовые поручения: дети подражают трудолюбивым муравьям, убирая мусор на своём участке.
Воспитатель: - Мы сегодня вместе с вами наблюдали за муравьями. Вы заметили, какие они трудолюбивые и дружные. А вы никогда, не задумывались, как живёт маленький муравей, какая опасность ему может угрожать?
Воспитатель: - Ребята, муравьи – это насекомые. А как вы думаете, почему их называют насекомыми? (ответы детей)
Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.
Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим муравья. Тело муравья разделено на три части. Подумайте какие? (ответы детей)
Правильно, тело муравья состоит из головы, груди и брюшка.
А что есть на голове у муравья?
Дети: Глаза и усики.
Воспитатель: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет.
Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей)
У муравья шесть лапок также как и у всех насекомых.
Воспитатель: - Муравьи живут семьёй. Они очень дружные и трудолюбивые, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия :
Муравьи – няньки (как вы думаете, что они делают)
Муравьи – строители (что делают строители)
Муравьи – уборщики (как вы думаете, что они делают)
Муравьи – солдаты (как вы думаете, зачем муравьям солдаты)
Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу.
Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Ответы детей)
Муравьи очень любят сладкое.
Проводится опыт: дети обмакивают палочки в сахар или варенье, подносят к муравейнику и наблюдают, как муравьи лакомятся сладким.
А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами, которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.
Воспитатель: - Мы сегодня вместе с вами наблюдали за муравьями. Вы заметили, какие они трудолюбивые и дружные. Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем.
Физкультминутка
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем головой)
Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)
Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)
В муравейник скорей побежал (Бег на месте)
Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через
стороны)
Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,
закрыть ладонями лицо)
Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)
Муравьишку домой довели.
Воспитатель: - Мы с вами понаблюдали за муравьями на участке детского сада, теперь давайте их вылепим из пластилина.
Лепка муравьев.
Итог
Воспитатель: Муравьи хоть и маленькие, но очень, нужны природе.
А какую пользу приносят муравьи?
Как нужно относиться к муравьям? К муравейникам?
Дети: Охранять, защищать муравьёв, не разорять муравейник.
Воспитатель: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки, тля и другие. Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей)
Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей. Некоторые птицы специально прилетают к ним за помощью, они очищаем птицу от мелких паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. А ещё муравьи рыхлят почву, перемешивают землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро. В лесу лесники огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этим маленьким насекомым.
Воспитатель: Ребята дома расскажите родителям о нашей сегодняшней экскурсии и вместе с ними нарисуйте наших друзей – муравьёв.